Хозяйственное право (Кушнир И.В.)

Претензионный порядок разрешения споров

Досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора допускается только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом или договором.

В частности, определение порядка обращения с претензией к перевозчику ГК РФ отнес к компетенции соответствующих транспортных уставов и кодексов. Все транспортные уставы и кодексы определяют момент, с которого возникает право на обращение с претензией к перевозчику.

Претензии к перевозчику о недостаче, повреждении (порче) груза, а также о просрочке в его доставке могут быть предъявлены со дня выдачи груза (на воздушном транспорте – со дня, следующего за днем выдачи груза); об утрате груза – по истечении 30 суток (на воздушном транспорте – 10 суток) с дня окончания срока доставки; претензия об утрате груза, перевозившегося в прямом смешанном сообщении, может быть предъявлена по истечении 4 месяцев с дня приема груза к перевозке. Во всех остальных случаях – с дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

В ГК РФ не называется срок, в течение которого отправитель или получатель могут обратиться к перевозчику с претензией. Такой срок для внутренних перевозок установлен Уставом автомобильного транспорта, Воздушным кодексом – 6 месяцев для предъявления претензий об утрате, недостаче, повреждении (порче) груза.

Претензия должна быть заявлена в письменной форме с приложением накладной (коносамента).

В транспортных уставах и кодексах содержится указание о приложении к претензии также коммерческого акта либо иного установленного уставом или кодексом документа в случае недостачи или повреждения (порчи) груза. Перевозчик обязан принять к рассмотрению претензию без коммерческого акта, если был обжалован отказ в его составлении. К претензии должен быть приложен также документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза. Отсутствие последнего не лишает права на обращение с претензией, но может затруднить принятие перевозчиком решения об удовлетворении претензии.

Право на предъявление претензии принадлежит получателю или отправителю при условии представления соответствующего транспортного документа, получателю – в случае просрочки в доставке груза.

В течение месяца перевозчик обязан рассмотреть претензию и либо удовлетворить ее, либо дать мотивированный ответ об отказе в удовлетворении претензии полностью или в части. В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии, а также неполучения по окончании месячного срока ответа на претензию грузоотправитель и грузополучатель могут предъявить иск к перевозчику. Ответ перевозчика о признании претензии полностью или в части является основанием для взыскания признанной суммы (если перевозчик не перевел ее добровольно) в бесспорном порядке на основе исполнительной надписи нотариуса.

Исковая давность по требованиям, вытекающим из перевозки груза, установлена в 1 год. Определение момента, с которого должно начаться течение исковой давности, ГК РФ отнес к ведению транспортных уставов и кодексов.



Кушнир И.В. Хозяйственное право