История экономических учений (Кушнир И.В.) |
Меры государственного регулирования экономики в учении Дж. Кейнса
Дж. Кейнс не только указал на недостатки действовавшей системы хозяйства и возможности ее реформирования, но и разработал те методы или способы, используя которые можно устранить свойственные ей пороки или смягчить их последствия. Главный вывод Дж. Кейнса заключался в том, что необходимо вмешательство государства в экономическую жизнь общества, необходимо значительное расширение «традиционных функций правительства, но при сохранении широких возможностей для проявления частной инициативы». Государственное вмешательство (государственное регулирование хозяйственной жизни) должно осуществляться по следующим направлениям: 1. Проведение денежной политики регулирования процентной ставки: чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестированию. Это ведет к повышению уровня инвестиционного спроса и уровня занятости. 2. Проведение бюджетной политики, предусматривающей увеличение государственных расходов, расширение государственных инвестиций (развитие общественных работ, строительство дорог, освоение новых районов и др.). По мнению Дж. Кейнса, государство должно брать на себя возрастающую ответственность за прямую организацию инвестиций. 3. Централизованное перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих низкие доходы; увеличение спроса со стороны таких групп населения, повышения их «склонности к потреблению». 4. Проведение политики воздействия на уровень занятости; недопущение расширения безработицы. Отказ от политики снижения заработной платы в качестве рычага, с помощью которого якобы можно повысить занятость. Применение такой меры на практике, считал Кейнс, приведет только к противоположному результату – снижению потребительского спроса, а вслед за ним и сокращению объема производства и повышению уровня безработицы. Кушнир И.В. История экономических учений | Костакова Т.А. История экономических учений | Роньшина Н.И. История экономических учений | Татарников Е.А. История экономических учений |