| Основные методы ценообразования
Методы определения цен. 
 На основе издержек (С) и рентабельности (R) товара:
На основе установления норматива прибыли (Пн), обеспечивающей безубыточность предприятия при условии, что издержки производства оптимальные:
Ц = С + Пн . 
На основе оценки экспертами качества товара и спроса на него (с учетом действия закона спроса и предложения):
 где 
n– количество экспертов – специалистов в данной области (не менее 7); – цена товара, установленная 
i-м экспертом.На основе анализа динамики цен конкурентов в соответствии с законом конкуренции и предварительной рекламной продажи своего товара.На основе закрытых торгов.Математико-статистические методы: Ц = f (Хi), где Хi – i-й параметр товара.
 При применении любого метода обязательны изучение рынка, прогнозирование развития продукции у конкурентов, прогнозирование организационно-технического уровня производства фирмы хотя бы на 5 лет вперед. 
Этапы определения цен: 
 маркетинговые исследования;прогнозирование организационно-технического развития предприятия;расчет своих издержек и лимитной цены;прогнозирование цен конкурентов;установление цены на свой товар на основе описанных выше рекомендаций.
 
Факторы, оказывающие влияние на методы определения: технические (качество или полезный эффект товара); экономические (себестоимость, инфляция, налоги); социальные (ВВП на душу населения, уровень бедности); психологические (ценность, осведомленность и др.); организационные (форма, условия, объем продаж); политические (демпинг с целью завоевания рынка). 
По сфере проявления факторы делятся на: 
 внешние: конкурентные преимущества по параметрам рынка, факторам производства;внутренние: конкурентные преимущества организации-производителя внутри системы.
 
По форме проявления факторов: 
 инновации (внедрение патента на новый товар или на новую технологию, ноу-хау на новые методы управления);унификация и стандартизация объекта (увеличение программы производства).
 
В зависимости от стадии жизненного цикла: 
 стратегический маркетинг (оптимизация ресурсосбережения, установление нормативов);НИОКР (совершенствование технологичности);ОТПП (совершенствование технологии изготовления);производство (внедрение статистических методов контроля качества продукции для сокращения брака);обращение (повышение качества сервиса товара, сокращение цикла продаж товара);эксплуатация (потребление).
 
В зависимости от структуры (формы) рынка: монополия (создание оригинальных патентованныхтоваров); олигополия (повышение качества информации о товаре); монополистическая конкуренция (прогнозирование цен основных конкурентов); чистая (совершенная) конкуренция (изучение спроса и предложения, их мониторинг, оперативное управление). 
Время действия факторов определяет их виды: стратегические (инновации, автоматизация производства); тактические (повышение качества работ по тактическому маркетингу); оперативные (реализация мер по снижению удельных цен, учет, контроль и мотивация).
 
 Дорофеева Л.И. Менеджмент | Дружинина З.Г. Менеджмент | Замедлина Е.А. Основы менеджмента | Михалева Е.П. Менеджмент
 |