История экономических учений (Татарников Е.А.) |
Модель экономического роста Джоан РобинсонАвтор книги «Экономическая теория несовершенной конкуренции» Джоан Вайолет Робинсон (1903–1983) закончила Кембриджский университет, став одним из видных представителей и продолжателей учения школы А. Маршалла. Она относится к числу тех авторов в экономической науке, кому мировую известность принесла работа, написанная в самом начале творческого пути. Главная идея книги заключается в выявлении рыночных аспектов функционирования монополий, конкуренция в условиях существования которых и между которыми в связи с нарушением равновесия в экономике является, на ее взгляд, несовершенной. Прежде всего, как и Э. Чемберлин, Дж. Робинсон ставит перед собой исходную задачу – выяснить механизм установления цен в ситуации, когда производитель выступает монопольным обладателем собственной продукции, т. е. почему цена имеет именно эту величину и почему покупатель соглашается купитьтовар по установленной продавцом цене, приносящей ему монопольную прибыль. Но дальнейшие рассуждения автора во многом расходятся с логическими построениями Э. Чемберлина. В частности, если последний монополистическую конкуренциюувязывал с одной из характеристикестественного состояния рынка в равновесии, то Дж. Робинсон, говоря о несовершенной конкуренции, видела в ней прежде всего нарушение и потерю нормального равновесного состояния конкурентной хозяйственной системы. В содержательной части «Экономической теории несовершенной конкуренции» сущность монополии рассматривается негативно как фактор, дестабилизирующий социально-экономические отношения рыночной среды. Поэтому укрупненно в этой работе можно выделить следующие положения:
Эту ситуацию концентрации спроса, когда на рынке действуют масса мелких продавцов и один-единственный покупатель, она назвала монопсонией, т. е. монополией покупателей. Кушнир И.В. История экономических учений | Костакова Т.А. История экономических учений | Роньшина Н.И. История экономических учений | Татарников Е.А. История экономических учений |