Менеджмент (Дружинина З.Г.)

Понятие трудового коллектива. Стадии развития

Трудовой коллектив представляет собой небольшую группу людей, которые выполняют определенные функции, направленные на достижение общих целей.

В зависимости от количества людей, работающих на предприятии, выделяют:

  1. малые предприятия – количество работников достигает 50 человек;
  2. средние предприятия – количество работников составляет от 50 до 100 человек;
  3. крупные предприятия – количество работников превышает 500 человек.

В состав любого коллектива входят такие категории работников:

  1. постоянные работники. Такие люди составляют основу трудового коллектива;
  2. временные работники. Такие люди принимаются на работу на небольшой срок (не более 2 месяцев);
  3. сезонные работники. Таких людей предприятие нанимает на какой-либо период года; это особенно распространено в сельском хозяйстве.

Сам процесс формирования трудового коллектива является достаточно сложным. Он включает в себя 3–4 основных этапов развития.

1. Притирка – это этап, на котором трудовой коллектив не представляет собой не сплоченную группу людей.

2. Экспериментирование – это этап, на котором трудовой коллектив функционирует достаточно эффективно, его потенциал постоянно возрастает. На таком этапе целью менеджера становится разработка определенных методов руководства, которое было бы полностью направлено на раскрытие потенциала коллектива.

3. Эффективность – это такой этап, на котором люди уже получили определенные профессиональные навыки и опыт.

В любом трудовом коллективе присутствует свой лидер, которым является руководитель.

Лидер коллектива должен знать индивидуальные способности каждого сотрудника своего коллектива, стараться создавать возможности роста и развития более сильных сторон, уметь формировать коллектив при объединении большого числа людей и учить их эффективно.

Для того чтобы коллектив успешно прошел все эти этапы формирования, необходимо планировать его развитие. В программу создания коллектива входят следующие моменты:

  1. выявление основных целей организации;
  2. четкая постановка определенных задач, решение которых позволит добиться поставленных целей;
  3. планирование временных рамок, необходимых для выполнения каждой из задач;
  4. создание определенной системы мотивации персонала;
  5. создание подходящей программы делегирования полномочий;
  6. постоянное осуществление анализа процесса формирования коллектива.


Дорофеева Л.И. Менеджмент | Дружинина З.Г. Менеджмент | Замедлина Е.А. Основы менеджмента | Михалева Е.П. Менеджмент