Экономический анализ (Шредер Н.Г.) |
Цели, задачи и основное назначение метода анализа затраты – объем продаж – прибыльЭлементом системы бюджетного планирования является приведенная в Методических рекомендациях система калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), которая известна из международной практики управленческого учета и финансового менеджмента – «директ-костинг», или расчет неполной (усеченной) себестоимости. Методика анализа переменных и постоянных затрат основана на изучении соотношения между тремя группами показателей – издержки, объем производства (реализации) продукции, прибыль, а также прогнозировании величины каждого из них при заданном значении других. Если известно количество заказов, то можно рассчитать величину затрат и продажную цену, с тем чтобы организация могла получить определенную прибыль. Воз-можностьрегулярного контроля показателей схемы «затраты – объем продаж – прибыль» появляется, если учет на предприятии организован по системе «директ-костинг». Общие затраты на производство (Z состоят из двух частей: постоянной (Zc) и переменной (Zv), что отражается уравнением: Z = Zc + Zv. Еще одна особенность системы «директ-костинг» – соединение производственного и финансового учета. По системе «директ-костинг» учет и отчетность на предприятиях организованы таким образом, что появляется возможность регулярного контроля данных по схеме «затраты – объем продаж – прибыль». Основная модель отчета для анализа прибыли выглядит следующим образом: 1 объем реализации – N; 2 переменные затраты – Z., 3 маржинальный доход – D = N – Zv; 4 постоянные расходы – Zс; 5 прибыль – P = D – Zс. Маржинальный доход спредставляет собой разность между выручкой от реализации и переменными затратами, с другой стороны – это сумма постоянных расходов и прибыли. Аналитические возможности системы «директ-костинг» раскрываются наиболее полно при исследовании связи себестоимости с объемом реализации продукции и прибылью. Объем реализации продукции или выручка (N) связаны с себестоимостью (Z) и прибылью от реализации (P) следующим соотношением: N = Z + P. Для критической точки (прибыль равна 0): N = Z = Zc + Zv. Если выручку представить как произведение цены продаж единицы изделия (Ц) и количества проданных единиц (q), а переменные затраты – как произведение переменных затрат на единицу изделия (V), то получим развернутое уравнение: Ц * qк = Zc + V * qк, или (Ц – V) * qк = Zc. Это уравнение является основным для получения необходимых оценок. 1. Расчет критического объема производства: qк = Zc /(Ц – V) = Zc /d где d - маржинальный доход на единицу изделия, руб. 2. Расчет критического объема выручки (реализации). Для определения критического объема реализации используется уравнение критического объема производства. Умножив левую и правую части этого уравнения на цену (Ц) и сделав несложные преобразования, получим необходимую формулу: Nr= qr * Ц = (Zc * Ц)/d = Zc /(d/Ц) = Zc /((d * q) (Ц * q)) = Zc /(D / N) где
D - маржинальный доход на весь выпуск (разность между выручкой и суммой переменных затрат). Литвинюк А.С. Экономический анализ | Шредер Н.Г. Экономический анализ |