Экономическая теория (Лобачева Е.Н.)

Равновесие на денежном рынке

Спрос на деньги. Человек живет не только в настоящем, покупая и продавая товары и услуги. Он думает о будущем и создает резервы, закладывает в резерв часть своей покупательной способности с целью получить в дальнейшем максимальную отдачу в избираемый им самим момент или подстраховаться на случай непредвиденных событий. Таким образом, деньги непосредственно связаны со временем, неопределенностью и риском. Они являются, по мнению Дж. М. Кейнса, «связующим звеном между настоящим и будущим». Поэтому со стороны хозяйствующих субъектов и граждан существует спрос на деньги для текущих потребностей и спрос для создания денежных резервов. Анализ спроса на деньги позволяет выявить, какие факторы вызывают заинтересованность хозяйствующих субъектов и граждан в денежной наличности. Спрос на деньги определяется теми функциями, которые они выполняют. Граждане и предприниматели прежде всего нуждаются в деньгах как средстве обращения и средстве платежа, т.е. они хотят иметь деньги, чтобы осуществлять покупки необходимых товаров и услуг и расплачиваться по своим обязательствам.

Необходимые для всех этих целей деньги формируют спрос на деньги для сделок. Их количество определяется общим денежным уровнем, или номинальным ВВП. Чем больше денежное выражение находящихся в обмене товаров и услуг, тем больше требуется денег для заключения сделок. В результате гражданам и предпринимателям необходимо больше денег для осуществления своих операций. Следовательно, спрос на деньги для сделок зависит от размеров совокупного дохода (ВВП, или U). Вместе с тем спрос на денежном рынке отличается еще и тем, что, кроме вышеуказанного, это еще и спрос на капитал в денежной форме, который люди желают иметь в определенный период времени в условиях рынка как запасную стоимость. Иначе говоря, спрос на деньги определяется также такой функцией денег как средства накопления.

Люди могут держать запасную стоимость, т.е. часть своего богатства, либо в деньгах, либо, например, в облигациях. И то и другое — это финансовые активы. Следовательно, существует спрос на деньги со стороны активов. Преимуществом владения деньгами является их ликвидность, т.е. деньги можно незамедлительно использовать для покупок, платежей.

Деньги являются идеальным ликвидным средством. Резерв наличности необходимо иметь хозяйствующему субъекту на случай риска и непредвиденных обстоятельств. Следовательно, спрос на деньги зависит от того, насколько высоко ценится на данный момент свойство ликвидности.

Недостаток владения деньгами как активом по сравнению с облигациями заключается в том, что они не приносят дохода в виде процента. Поэтому приходится решать, держать ли финансовые активы и сколько в деньгах или облигациях (рис. 16.1).

Главный аргумент здесь — процентная ставка по облигациям (r). Если процент, выплачиваемый по облигациям, будет возрастать (r1), то спрос на деньги будет сокращаться (Мr1). И наоборот, если ставка процента будет падать (r2), то граждане и предприниматели будут предпочитать хранить большую часть своего дохода в виде денег и спрос на деньги увеличится (Мr2). Если же субъекты экономики хранят деньги в банке, то все равно их ликвидность выше, чем у облигаций, а процент меньше, поэтому вышеуказанная закономерность сохраняется.

Кроме того, необходимо учитывать и реальные денежные остатки, находящиеся на руках субъектов экономики. Реальные денежные остатки (М/р) — это номинальные денежные остатки (М), деленные на индекс цен (р). В случае роста цен реальные денежные остатки уменьшаются (обесцениваются), и участники экономики стремятся их восстановить, увеличивая спрос на деньги. Если же в результате роста цен сокращаются не только реальные денежные остатки, но и реальный текущий доход, то восстановление денежных остатков замедляется. По мере восстановления реального текущего дохода увеличивается спрос на деньги и восстанавливается привычный уровень реальных денежных остатков.

Таким образом, общий спрос на деньги зависит от совокупного дохода (U), процентной ставки (r) и реальных денежных остатков (М/р). Между ставкой процента (r), реальными денежными остатками (М/р) и спросом на деньги существует обратная зависимость; между спросом на деньги и доходом (U) — прямая. Спрос на деньги — это количество денег, которое граждане и предприниматели хотели бы иметь в своем распоряжении в настоящий момент в зависимости от имеющегося уровня доходов, реальных денежных остатков и ставки процента по неденежным активам. Этот спрос можно выразить с помощью следующего уравнения:

Md = f(U, r, М/р). (16.6)

При построении графика все независимые переменные в функции спроса на деньги, кроме ставки процента, принимаются как данные. То есть определенному уровню спроса на деньги при прочих неизменных условиях соответствует определенная ставка процента. Тогда уравнение спроса на деньги может быть записано так:

Md= f(U0, r, М/р0). (16.7)

В графическом отображении этой функции (рис. 16.1) кривая спроса на деньги Md имеет отрицательный наклон, причем наклон будет возрастать по мере уменьшения ставки процента при заданном уровне дохода. При увеличении дохода кривая спроса на деньги сдвинется вправо вверх Md1 а при уменьшении — соответственно влево вниз Md2.

Предложение денег и установление денежного равновесия. Под предложением денег понимают количество денег, предлагаемое банковской системой страны во главе с центральным банком на денежном рынке. Предложение денег связано с достигнутым уровнем развития экономики, номинальным объемом ВВП, а также с возможностями его роста. Поскольку деньги являются необходимым элементом экономики и, как мы уже выяснили, имеется спрос на них, то главная задача ЦБ состоит в том, чтобы определить с учетом потребностей экономического развития страны объем денежного предложения. Предложение денег можно представить в виде кривой на графике (рис. 16.2), где на горизонтальной оси отображено количество денег в обращении, а на вертикальной оси отложен уровень ставки процента на неденежные активы (например, облигации). Наклон кривой предложения Ms будет определяться той целью, которую ставит перед собой ЦБ по денежному предложению. Если ЦБ ставит перед собой задачу сохранить в прежнем объеме денежную массу в обращении, не заботясь при этом о ставке процента (r), то линия предложения Ms будет вертикальна, как это видно из рис. 16.2.

Если ЦБ ставит своей целью сохранить ставку процента (r) на определенном уровне, не заботясь о количестве денег в обращении, то предложение денег Ms будет представлено горизонтальной линией, как это показано на рис. 16.3.

Практика показывает, что в большинстве случаев целью центрального банка является денежная масса, а не ставка процента.

Факторы, влияющие на предложение денег. Исходной основой определения необходимого объема денежной массы является принцип соответствия денежной массы объему ВВП, естественно, с учетом скорости оборота денег:

MV= ВВП. (16.8)

Если же ВВП представить в виде количества реализуемого продукта Q, умноженного на средние цены Р, то получим известное монетаристское уравнение обмена: MV = PQ. Монетаристы утверждают, что величина V стабильна, т.е. практически не меняется в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде меняется плавно, и эти изменения легко предсказуемы.

Кроме того, при изменении денежного предложения величина V также не меняется. Таким образом, скорость обращения денег является результатом непосредственной связи между ростом ВВП и количеством денег М:

V= ВВП/М (16.9)

Но если V стабильна, то фактор денег можно записать с определенным коэффициентом k, тогда

kM = ВВП. (16.10)

Иными словами, количество денег в обращении должно равняться совокупному объему денежных средств, израсходованных в экономике в течение года (ВВП = С + Q + I + Хn). Таким образом, объем денежного предложения определяется объемом номинального ВВП с учетом поправочного коэффициента, который и нужно определить центральному банку. Сложность определения предлагаемого объема денежной массы состоит в том, что ЦБ должен иметь надежную информацию о прогнозе динамики ВВП и цен. Для прогнозирования предложения денег не обходимо использовать денежный мультипликатор. Для оперативного регулирования спроса и предложения денег ЦБ использует инструменты денежно-кредитной политики.

Равновесие на денежном рынке представляет собой равенство количества предлагаемых на денежном рынке денежных средств количеству денег, которые желают иметь у себя население и предприниматели. Как мы уже выяснили, спрос на деньги определяется не только объемом ВВП, но и ставкой процента (r), а также реальными денежными остатками (М/р). Коэффициент (k) позволяет скорректировать объем денежного предложения в соответствии с общим объемом спроса на деньги и целью денежно-кредитной политики. Графически предложение денег обычно представляют в виде вертикальной прямой (Ms—Ms). Точка пересечения графика спроса на деньги (Md—Md) и графика денежного предложения (Ms—Ms) — это равновесная ставка процента (r0 — цена денег) (рис. 16.4).

При росте предложения денег и неизменном спросе на деньги (Md) равновесие на денежном рынке устанавливается при большем, чем первоначальное, количестве денег в обращении (Ms1), и меньшей, чем первоначальная ставка (r), ставке процента (r1) (рис. 16.5). При уменьшении предложения денег наблюдаются противоположные явления.

При росте спроса на деньги и неизменном денежном предложении Md равновесие на денежном рынке устанавливается при большей ставке процента (r2), чем первоначальная (r). При сокращении спроса на деньги наблюдается снижение процентной ставки (r1) (рис. 16.6).

Вертикальная прямая Ms представляет собой предложение, которое задается центральным банком. Тем самым ЦБ фактически определяет равновесный уровень спроса и предложения денег и доминирующую в экономике равновесную ставку процента (r0). Увеличивая в рамках потребностей экономики денежную массу, ЦБ способствует понижению ставки процента, росту совокупного спроса, повышению экономической активности в целом. Однако этот результат достигается не при всяком увеличении денежной массы, а лишь при таком, которое непосредственно влияет на расширение кредита, спроса на облигации и т.д. Увеличение объема денежной массы сверх объективных потребностей экономического развития приводит к повышению уровня инфляции и другим негативным последствиям.

Содержание и виды денежно-кредитной политики. Совокупность мероприятий центрального банка в области денежного обращения и кредита по воздействию на макроэкономический процесс представляет собой денежно-кредитную политику. Цель данной формы регулирования — достижение равновесного и устойчивого развития экономики. Достижение этой цели — глобальная задача. Текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные задачи, решение которых обеспечивает реализацию основной цели при помощи таких экономических инструментов, как операции на открытом рынке, ставка рефинансирования, норма обязательных резервов и обменный курс.

Различают денежно-кредитную политику рестрикционную и экспансионистскую: экспансионистская денежно-кредитная политика направлена на увеличение объема кредитования и денежной эмиссии, рестрикционная — на их уменьшение либо сдерживание. В кейнсианской концепции в качестве основных слагаемых глобальной цели развития экономики страны ставится борьба либо с безработицей, либо с инфляцией. Безработица — это следствие спада производства, обусловленного недостаточным совокупным спросом, составной частью которого выступает инвестиционный спрос. В этих условиях необходима экспансионистская денежно-кредитная политика, которая стимулирует инвестиционную деятельность, увеличивая предложение денег и кредита. Борьба с инфляцией требует проведения политики, в основе которой лежит «сжатие» денежной массы, т.е. рестрикционной политики.

Рост денежной массы в экономике может быть вызван ошибочной денежно-кредитной политикой. Опыт показывает, что почти во всех странах инфляция порождается дефицитом государственного бюджета. Государство печатает дополнительные деньги, так как это прежде всего удобная альтернатива налогам. Доход от печатания денег называется сеньораж (в Средние века феодалы (сеньоры) имели право чеканить монету на своей территории).

В наши дни право эмиссии принадлежит государству. Выпуская в обращение наличные и безналичные деньги для финансирования своих расходов, государство увеличивает предложение денег. На эти деньги оно может что-либо приобрести. Но чем больше приобретает государство, тем меньше остается населению. Население будет покупать меньше по причине инфляции, которая делает его беднее. В результате дополнительной эмиссии количество денег, необходимое для покрытия бюджетного дефицита, изменяется. Обозначим это изменение за определенный период:

M/t = М, M = G-T, (16.11)

где G — расходы государства, Т — налоговые поступления.

Чем меньше государство собирает налогов и чем больше его расходы, тем оно чаще прибегает к печатному станку. Когда государство печатает избыточное количество денег, оно сокращает стоимость имеющихся запасов денег в обществе, так как это приводит к росту товарных цен. Подобное явление экономисты называют инфляционным налогом, поскольку инфляция — это налог на деньги, находящиеся в обращении. Таким образом, инфляционным налогом облагается каждый, кто имеет деньги. Анализ показывает, что инфляционный налог равен количеству напечатанных денег.

Доход государства от сеньоража в разных странах различен. Например, в США он составляет 3%, в европейских странах (когда в каждой стране была своя валюта) он составлял 10%, а в ряде латиноамериканских государств нередко является основным источником доходов государства. По оценкам МВФ, во второй половине 1992 г. сеньораж в России составил 38%, или 15% ВВП. Инфляционный налог был достаточно высоким до 1994 г., а затем стал снижаться. В настоящее время он не превышает 10%.

Денежно-кредитная политика ЦБ РФ. Особенности денежно-кредитной политики в России в современных условиях прежде всего связаны с инфляционными процессами, преодоление которых предполагает осуществление активных действий, направленных главным образом на укрепление рубля, стабилизацию его покупательной способности.

Центральный банк РФ (ЦБ РФ) считает необходимым неуклонное постепенное снижение годовой инфляции, т.е. каждый год целевые показатели по инфляции должны быть ниже ее фактического уровня в предыдущем году. Низкая и стабильная инфляция является обязательным условием для здорового, сбалансированного, долгосрочного экономического роста.

Однако необходимо учитывать, что на развитие инфляционных процессов существенное влияние оказывают факторы, находящиеся вне сферы действия денежно-кредитной политики. К их числу относится политика тарифов и налогов, политика регулирования цен естественных монополий, значительный разрыв в ценах мирового и внутреннего рынков на некоторые виды энергоресурсов, отсутствие эффективной конкуренции для большинства крупных отечественных товаропроизводителей. В то же время выбор темпа снижения инфляции требует осторожного подхода.

ЦБ РФ считает оптимальным снижение инфляции до такого уровня, достижение которого не будет препятствовать сбалансированному сочетанию максимально возможного экономического роста, повышения реальных доходов населения, осуществления инвестиций в объемах, необходимых для поддержания устойчивых темпов экономического роста в последующие годы.

Такой подход к формированию основной цели единой государственной денежно-кредитной политики на ближайшие годы предусмотрен социально-экономической политикой Правительства РФ на долгосрочную перспективу, согласно которой конечной целью денежно-кредитной политики в предстоящие 10 лет должно быть снижение, а в дальнейшем при достижении низких значений сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются условия для устойчивого экономического роста.

Важным элементом денежно-кредитной политики является воздействие на денежную массу путем контроля за денежным предложением со стороны ЦБ РФ. Однако эффективность этого способа снижается в силу того, что по мере замедления инфляционных процессов происходит ослабление связи между ростом денежной массы и инфляцией, а значительную роль в развитии инфляционных процессов продолжают играть структурные факторы. Однако, несмотря на это, необходимо проводить политику улучшения структуры денежной массы и увеличения доли ее менее ликвидной части. Это будет способствовать созданию долгосрочных ресурсов для инвестиций и снижению инфляционности роста денежной массы.

Неотъемлемой частью денежно-кредитной политики является политика валютного курса, которая также должна соответствовать главной цели денежно-кредитной политики, т.е. снижению инфляции. Валютный курс — это соотношение между денежными единицами (валютами) разных стран, определяемое в основном их покупательной способностью. Важными задачами ЦБ РФ является сглаживание резких колебаний валютного курса, не обусловленных объективными экономическими причинами, а также поддержание официальных валютных резервов на уровне, необходимом для обеспечения макроэкономической стабильности и улучшения инвестиционного климата в стране.

Инструменты денежно-кредитной политики. Центральный банк применяет достаточно широкий набор инструментов денежно-кредитной политики. Некоторые из этих инструментов относятся к прямому методу денежно-кредитного регулирования, а большая часть — к косвенному методу. Под прямыми количественными ограничениями понимается установление лимитов на рефинансирование банков, на отдельные банковские операции, объем целевого кредитования. В России в качестве прямого инструмента принято использовать в основном целевое кредитование. ЦБ РФ определял круг специальных уполномоченных банков, которые кредитовали ряд приоритетных отраслей народного хозяйства по процентным ставкам значительно ниже рыночных, а в целях компенсации предоставлял мм определенные льготы. При отсутствии должного контроля подобные кредиты использовались в основном на поддержку убыточных и нерентабельных предприятий, что приводило к нарушению рыночных принципом кредитования. Дешевые централизованные кредиты через механизм банковской мультипликации раскручивали инфляционную спираль, что противоречило достижению главной цели денежно-кредитной политики. Постепенно доля централизованных ссуд в пассивах коммерческих банков уменьшалась, и ЦБ РФ отказался от прямого кредитования приоритетных отраслей экономики, что позволило с 1996 г. перейти к косвенному методу денежно-кредитного регулирования.

Наиболее часто применяемыми инструментами косвенного метода денежно-кредитного регулирования являются обязательные резервы, операции на открытом рынке, рефинансирование банков. Выбор конкретного инструмента или их комбинаций, продолжительность и масштабы их применения определяются необходимостью повышения оперативности и эффективности денежно-кредитного регулирования в складывающихся экономических условиях. Однако возможности эффективного регулирования денежно-кредитной сферы с помощью этих инструментов в трансформирующихся экономиках ограниченны, поскольку приходится решать целый ряд разноплановых задач, требующих применения инструментов противоположной направленности.

Установление нормы обязательных резервов. Важным инструментом денежно-кредитного регулирования выступает норма обязательных резервов. Но если в странах с развитой рыночной экономикой к этому инструменту прибегают крайне редко, чтобы не нарушить сложившегося конкурентного равновесия на финансовых рынках, то в России изменение обязательных резервов выступает, по сути дела, оперативным инструментом, хотя в последнее время наблюдается тенденция к уменьшению его использования. В связи с этим в условиях инфляции норма обязательных резервов достаточно высока, что сказывается на ресурсной базе коммерческих банков. Обязательные резервы представляют собой часть активов коммерческих банков, которую они обязаны держать в ЦБ РФ. Размер обязательных резервов определяется долей обязательств кредитной организации, и их норматив не может превышать 20% от этих обязательств.

Уменьшая норму обязательных резервов, ЦБ РФ тем самым увеличивает возможности коммерческих банков в области кредитной эмиссии, поскольку ресурсная база коммерческих банков увеличивается. При повышении нормы резервирования объем ресурсов коммерческих банков для выдачи кредитов уменьшается, следовательно, уменьшается и кредитная эмиссия. Таким образом, изменение нормы обязательных резервов воздействует на процесс мультипликации.

Операции на открытом рынке — это купля-продажа ЦБ РФ государственных ценных бумаг и его собственных облигаций. Основными субъектами этих операций, партнерами ЦБ РФ, выступают коммерческие банки Цель этих операций состоит в регулировании количества денег, обращающихся на рынке. При продаже ценных бумаг ЦБ РФ денежная масса и обращении сокращается, а при их выкупе в денежный оборот вводится дополнительное количество денег. В конце XX в. эти операции в России осуществлялись в основном для привлечения средств на финансирование дефицита государственного бюджета. Поэтому государственные ценные бумаги с самого начала имели высокую доходность, носили краткосрочный характер. В силу этого банки получили инструмент, позволявший им получать гарантированные высокие доходы, и не спешили выдавать кредиты реальному сектору экономики. По сути дела, такая деятельность ЦБ РФ ориентировала денежные потоки исключительно на финансовый рынок, оголяя реальный сектор экономики. В странах с развитой рыночной экономикой операции на открытом рынке являются основным оперативным инструментом денежно-кредитного регулирования. Однако в этих странах доходность по государственным ценным бумагам гораздо ниже, чем доходность по ценным бумагам частных компаний, а привлекают они покупателей своей надежностью.

Рефинансирование банков. Под рефинансированием понимается кредитование ЦБ РФ коммерческих банков по учетной ставке (ставке рефинансирования), которую он может устанавливать сам. С помощью этой учетной ставки ЦБ РФ оказывает воздействие на соотношение спроса и предложения на рынке капитала. Высокая ставка ограничивает спрос на кредитные ресурсы со стороны коммерческих банков, так как спрос на кредит со стороны предпринимательского сектора при высокой ставке также уменьшается. Понижение учетной ставки приводит к понижению ставки процента за кредит коммерческих банков, что создает спрос со стороны предпринимательского сектора. Учетная ставка выполняет своеобразную информационную роль. Уменьшая ставку, ЦБ РФ дает частному сектору сигнал о желательности оживления деловой активности, увеличение ставки — это сигнал к противоположному действию. Если частный сектор не реагирует, ЦБ РФ применяет более жесткие инструменты, например обязательные резервы. В переходной экономике чаще всего прослеживается слабая зависимость между уровнем учетной ставки ЦБ и рыночными ставками коммерческих банков. В России с помощью этого инструмента ЦБ РФ чаще всего ограничивал нарастание спекулятивных операций.

Деформированность банковской системы, большие расходы по обслуживанию внешнего и внутреннего государственного долга, непродуманная политика денежно-кредитного регулирования вызвали в конце концов финансово-экономический кризис в августе 1998 г. Этот кризис в очередной раз подтвердил значение денег в экономике и тот факт, что денежно-кредитная политика должна осуществляться с учетом реальных экономических условий, а также то, что она должна быть направлена в первую очередь на развитие реального сектора экономики.



Васильева Е.В. Экономическая теория | Душенькина Е.А. Экономическая теория