Хронология развития систем качества
Историю создания теории всеобщего управления качеством составляют четыре группы учений. -
Научный менеджмент. Основателями считают Ф. Тейлора, М. Вебера, А. Файоля. Ф. Тейлор предложил систему, которая включала понятия верхнего и нижнего пределов качества, поле допуска, вводила измерительные инструменты как шаблоны и калибры, а также обосновывала необходимость независимой должности инспектора по качеству, разнообразную систему штрафов для бракоделов, формы и методы воздействия на качество продукции.
-
Развитие статистических методов контроля качества – SQC (В. Шухарт, Г. Додж, Г. Роминг и др.) Появились контрольные карты, обосновывались выборочные методы контроля качества продукции, регулирования технологических процессов.
В 20-х гг. ХХ в. специалисты поняли, что различные изменения в производственном процессе могут быть описаны с помощью статистических методов. В. Шухарт применял статистические методы к производственному процессу. В 1924 г. В. Шухарт предложил статистическое объяснение поведения производственного процесса во времени, которое позже было названо контрольными картами. В своих научных трудах он впервые фокусирует внимание на потребителя. В. Шухарт оказал большое влияние на своих соотечественников Э. Деминга и Д. Джурана. Деминг, Джуран первыми обратили внимание на организационные вопросы обеспечения качества, акцентировали роль высшего руководства в решении проблем качества (руководителям финансов, маркетинга, производства, продажи). - В 50-80-е гг. появились внутрифирменные системы за рубежом, которые называются
системами контроля качества: TQC (Фейгенбаум), CWQC (К. Исикава) и др. В этот период начинается сближение методов обеспечения качества с представлениями общего менеджмента.
Под всеобщим контролем качества Фейгенбаум понимает такую систему, которая позволяет решать проблему качества продукции и ее цены в зависимости от выгоды потребителей, производителей и людей, реализующих выпущенную продукцию (дистрибьютеров), по мере улучшения жизненного уровня населения. Исикава считает, что всеобщий контроль качества – это система, призванная в первую очередь объединять усилия всех подразделений фирмы, направленная на удовлетворение требований потребителей. - В 80-е гг. появляются системы, в которых управление качеством рассматривается как
управление всем производством. Поэтому решение задач качества требует создания такой организационной структуры, в которую должны входить все подразделения, каждый работник компании на всех стадиях жизненного цикла продукции.
К таким системам относится система TQM – всеобщее управление качеством на базе стандартов ИСО 9000. Ее принцип – улучшению нет предела. TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставки точно в срок.
Дорофеева Л.И. Менеджмент | Дружинина З.Г. Менеджмент | Замедлина Е.А. Основы менеджмента | Михалева Е.П. Менеджмент
|