Личная продажа и управление сбытом
Личная продажа отличается от
безличностного обращения тем, что практикует двустороннее личное общение
между торговым агентом и покупателем, которое еще называют прямыми
продажами (directmarket).
Виды личных продаж: лицом к лицу; по телефону; уличные продажи; продажи на дому.
Личные контакты помогают «прощупать»
потребителя и узнать больше о его проблемах, вкусах и предпочтениях, а
также учесть его замечания, жалобы и предложения. Торговые агенты могут
как контактировать с конечными потребителями напрямую, так и иметь дело с
посредниками: дилерами и оптовиками, розничной торговлей.
Структура службы сбыта
Территориальная структура. Здесь
каждый агент закрепляется за определенным географическим регионом.
Преимущества такой структуры в том, что за каждый район отвечает
конкретный агент, который хорошо знает свой район и нужных людей. Кроме
того, он имеет рациональный маршрут посещений, что снижает транспортные
расходы.
- При товарно-ориентированной службе сбыта каждый торговый агент специализируется на продаже только некоторых товаров или продуктовых линий.
- Служба сбыта, ориентированная на потребителя, предусматривает специализацию агентов только по определенным категориям клиентов или только для одной отрасли промышленности.
- Комплексная структура службы
сбыта. Если компания продает разную продукцию разным потребителям в
разных регионах, то ей часто приходится комбинировать разные типы
структуры службы сбыта.
- Командная торговля. Большинство
современных компаний при обслуживании больших и сложных заказов
переходит к командной торговле. Эти команды могут объединять
специалистов по торговле, маркетингу, инжинирингу, финансам,
техническому сопровождению, логистике.
- Фирма может набирать торговых сотрудников на постоянную работу или на контрактной основе. Постоянный
торговый персонал состоит из внутренних торговых агентов, которые
работают не выходя из офиса (телефон, приемы клиентов), и полевых
торговых агентов, которые сами выезжают к клиентам. Контрактный торговый
аппарат включает торговых агентов или брокеров, получающих комиссионные
за работу.
Постановка задач торговому персоналу фирмы:
- Поиск и привлечение новых клиентов.
- Распространение информации об услугах и товарах фирмы.
- Совершение продажи, включая установление контактов, ответы на вопросы и завершение сделки.
- Оказание консультаций по техническим или финансовым вопросам.
- Проведение маркетинговых исследований, анализ данных и составление отчетов.
- Служба сбыта может организовывать
для представителей компании-заказчика торговые семинары, посвященные
новейшим техническим достижениям.
Компания может ставить конкретные цели
торговым представителям. Например, уделять 80 % времени уже
существующим клиентам, но не менее 20 % – потенциальным.
Басовский Л.Е. Маркетинг | Кушнир И.В. Маркетинг | Михалева Е.П. Маркетинг | Швайко И.Г. Маркетинг
|