Теория организации (Кабкова Е.Н.)

Деятельность аппарата управления

Аппарат управления представляет собой «фабрику, обрабатывающую информацию», с выходом продукции двух типов: информации (данные, документы, устная информация) и решений (краткосрочных и долгосрочных).

Аппарат управления получает информацию в самых разных формах. В тех же формах офис и производит информацию. Это могут быть:

  • данные, выдаваемые компьютером в электронной форме;
  • документы, передающие информацию в численной или цифровой форме;
  • информация, передаваемая по телефону, часто в электронной форме.

Между процессом получения и распространения информации аппарат выполняет ряд разнообразных действий.

Он может:

  1. преобразовывать информацию (преобразование информации о продажах в информацию о полученной выручке и выполненной работе);
  2. объединять информацию (объединение информации о продажах с информацией о закупках в информацию о товарно-материальных запасах);
  3. накапливать информацию (информация о продажах накапливается для составления ежемесячных и годовых отчетов о доходах).

Аппарат управления использует полученные данные в качестве основы для производства другой своей важной продукции – решений.

Это могут быть решения: а) местного и оперативного характера, такие как решения, касающиеся закупок и продаж продукции, найма и увольнения работников, повышения или снижения цен; б) долгосрочного, стратегического характера – решения, связанные с расширением предприятия, инвестициями, снятием с производства изделия, вхождением в корпорацию и выходом из нее.

К звеньям аппарата, производящим информацию, относятся: подразделения, которые занимаются подготовкой технических инструкций; бухгалтерия и финансовые подразделения; подразделения, подготавливающие информацию для общественности.

К звеньям аппарата, основной продукцией которых является производство решений, относятся: подразделения по управлению производством; подразделения по управлению продажами; аппарат высшего руководства.

Звенья аппарата, производящие продукцию и того и другого типа, включают: технические подразделения; офисы, занимающиеся кадровыми вопросами; маркетинговые подразделения.

Руководство предприятий должно заниматься вопросами продуктивности как «фабрик информации», так и подразделений по производству продукции. При производстве информации повышение продуктивности означает увеличение стоимости информации на единицу затрат.

Это может быть больший объем информации; более высокое качество информации; более своевременная информация. Применительно к решениям повышение продуктивности – это увеличение стоимости решений на единицу затрат.

Практически это означает: большее число решений; более высокое качество решений; более своевременные решения.

Оценка продуктивности работы аппарата управления представляет известную сложность. Тщательный анализ и точное измерение часто подменяются экспертными оценками и наблюдениями, определенный интерес представляет ранжирование информации, используемой в организациях в условиях рыночной экономики.



Ефимова С.А. Теория организации | Кабкова Е.Н. Теория организации | Тюрина А.Д. Теория организации