Преодоление сопротивления изменениям
О готовности к изменениям свидетельствует: - гибкость организационной структуры – наличие мелких, легко управляемых структур, минимизация бюрократических процедур;
- принципы инновационности организации – ориентация на постоянное совершенствование, понимание естественности и непрерывности процесса развития, внимание к идеям работников, сравнение с результатами конкурентов;
- принципы инновационности, заложенные в положениях кадровой политики, – непрерывное обучение, творческий подход, гибкая система оплаты труда, система поощрения, оценка опыта.
О способности к изменениям свидетельствуют следующие особенности персонала: - аналитичность сознания – способность рассматривать ситуацию в целом и в отдельных аспектах выделять взаимосвязи и свойства объектов;
- диалогичность сознания – способность видеть несколько вариантов развития событий, способов решения проблем, предполагать наличие альтернативных вариантов решений.
Движущими силами сотрудников к изменениям являются:
- философия контракта – заключение соглашения между группой акционеров и группой работников об обмене труда на определенную плату;
- философия общей судьбы – уверенность в существовании взаимозависимости между работниками, потребителями и акционерами в том, что интересы работников и потребителей также важны, как и интересы акционеров.
Выделяют четыре уровня изменений:
-
Изменение в знаниях требует минимального времени и минимальных затрат, достаточно провести программу обучения, распространить материалы, инструкции.
-
Изменение в индивидуальных установках требует больше времени и затрат, необходимо создать условия для того, чтобы человек принял необходимость изменения.
-
Изменение в индивидуальном поведении должно быть обеспечено еще большим временем и ресурсами и требует положительного опыта нового поведения.
-
Изменение в групповом поведении требует максимум времени и существенных ресурсов, создание нового способа коллективного поведения.
Этапы процесса подготовки и проведения изменений:
- подведение итогов и восхваление прошлого;
- обоснование изменений;
- создание преемственности между прошлым и будущим.
Обязанности менеджера:
- выделить авторитетных лидеров;
- сформировать целевые, проектные группы для разработки стратегии изменений;
- сформировать экспертную группу;
- организовать встречи проектной и экспертной групп по обсуждению проекта;
- представить проект сотрудникам организации.
Кадровая служба должна:
- привлекать внимание к необходимости изменений;
- организовать процесс получения предложений от сотрудников организации и их поддержку;
- распространять информацию о проводящихся изменениях;
- учитывать особенности персонала и его личностные характеристики;
- учитывать продуктивные возражения и адаптировать программу изменений.
Следует учитывать индивидуальные механизмы принятия изменений:
идентификация – люди принимают предложенные изменения;
усвоение – люди переводят общие цели и принципы изменений в личные цели;
апробация – человек проверяет изменения на собственном опыте и формирует отношение к изменениям.
Дорофеева Л.И. Менеджмент | Дружинина З.Г. Менеджмент | Замедлина Е.А. Основы менеджмента | Михалева Е.П. Менеджмент
|