Менеджмент (Дружинина З.Г.)

Понятие и сущность стресса

Стресс – это психологическое состояние человека.

В подобном состоянии он ощущает сильное напряжение, давление, страдание.

Стресс ощутимо уменьшает эффективность работы человека, и поэтому для руководителя важным элементом является создание таких условий для работы, в которых его сотрудники будут чувствовать себя спокойно и уверенно.

Стресса не удается избежать ни одному человеку, именно поэтому он несет в себе своего рода опасность.

Выделяют следующие основные факторы, вызывающие стресс:

  1. факторы, связанные с работой человека. К ним относятся:

    а) организационные факторы (перегрузка, безработица и т. д.);
    б) неинтересная для человека работа;
    в) неподходящие условия труда;
    г) плохие коммуникация и мотивация;

  2. личностные факторы. Это индивидуальные свойства нервной системы человека.

Стрессовые ситуации возникают из-за:

  1. невозможности сосредоточиться на работе;
  2. злоупотребления вредными привычками;
  3. отсутствия чувства юмора;
  4. не проходящей ни при каких условиях усталости;
  5. проблемы со здоровьем;
  6. возбудимости и обидчивости;
  7. частых ошибок;
  8. проблем с памятью.

Такие симптомы могут проявляться как по отдельности, так и все вместе. Их появление может повлечь за собой довольно серьезные проблемы, которые в итоге закончатся нервным срывом. Он способен надолго вывести сотрудника из трудоспособного состояния. Руководителю следует более внимательно относиться ко всем своим подчиненным, чтобы предотвратить нежелательные последствия, способные вызвать сбой в эффективности деятельности организации.

На сегодняшний момент специалисты выделяют пять разновидностей стресса, как то:

  1. физиологический стресс, который появляется из физического переутомления;
  2. психологический стресс, вызываемый неблагоприятными отношениями с окружающими, неуверенностью в будущем;
  3. эмоциональный стресс, случающийся из-за излишне сильных чувств страха, радости и т. д.;
  4. информационный стресс, возникающий у человека, который обладает определенным объемом информации;
  5. управленческий стресс, возникающий, когда ответственность за действия или риск принимаемых решений слишком велики и не соответствуют данной должности человека.

Есть два способа правильно приспосабливаться к стрессам:

  1. способ, который связан с изменением методов, организации, технологии и структуры производства и других условий;
  2. способ, имеющий прямое отношение к стрессам.


Дорофеева Л.И. Менеджмент | Дружинина З.Г. Менеджмент | Замедлина Е.А. Основы менеджмента | Михалева Е.П. Менеджмент