Левкина Е.В. Управление качеством

Жизненный цикл продукции

Жизненный цикл продукции – это постоянные изменения, новшества, коррективы, соответствующие изменениям жизненного цикла продукции.

Жизненный цикл продукции включает в себя 11 этапов:

  1. маркетинг, поиск и изучение рынка;
  2. проектирование и разработку технических требований, разработку продукции;
  3. материально-техническое снабжение;
  4. подготовку и разработку производственных процессов;
  5. производство;
  6. контроль, проведение испытаний и обследований;
  7. упаковку и хранение;
  8. реализацию и распределение продукции;
  9. монтаж и эксплуатацию;
  10. техническую помощь и обслуживание;
  11. утилизацию после испытания.

Формирование и поддержание качества продукции состоит в следующем:

а) формирование исходных требований к продукции;

б) техническое задание: оно состоит из наименования и области применения продукции;

в) общее содержание разделов определяют заказчик и разработчик.

Исходные требования формирует заказчик, которые дают возможность для создания продукции необходимого уровня, сокращаются сроки и затраты на готовность продукции. Требования основываются на потребности рынка.

Разработчик осуществляет разработку на основе исходных требований заказчика с учетом результатов выполненных научно-исследовательских и экспериментальных работ, изучение патентной документации, требований внешнего и внутреннего рынков.

Заказчик совместно с разработчиком в техническом задании определяют порядок сдачи и приемки результатов разработки:

  • виды изготовленных образцов; категории испытаний;
  • рассмотрение результатов на приемочной комиссии;
  • документы, представляемые на приемку.

После утверждения акта приемочной комиссии действие технического задания заканчивается.

Задачи при сдаче результатов разработки:

  • обеспечение стабильного качества продукции;
  • анализ данных о результатах эксплуатации; выявление направлений совершенствования изделий;
  • выполнение работ по подготовке и организации сервисного обслуживания.

Существует оценка уровня качества продукции – это операция, включающая в себя:

  • выбор номенклатуры показателей качества;
  • определение значений этих показателей;
  • сопоставление их с базовыми.

Промышленная продукция разделена на два класса.

Первый класс составляют три группы:

  1. сырье и топливно-природные ископаемые, прошедшие стадию добычи, жидкое, твердое и газообразное топливо и др.;
  2. материалы и продукты (лесоматериалы, искусственное топливо, масла и смазки, химические продукты и др.);
  3. расходные изделия (жидкое топливо в бочках, баллоны с газами, кабели в катушках и т. п.).
Второй класс (продукция, расходующая свой ресурс) составляют две группы:
  1. неремонтируемые изделия (электровакуумные и полупроводниковые приборы, резисторы, конденсаторы, подшипники, шестерни и т. п.);
  2. ремонтируемые изделия (технологическое оборудование, автоматические линии, измерительные приборы, транспортные средства и т. п.).


Левкина Е.В. Управление качеством