Экономическая статистика (Яковлева А.В.)

Задачи статистики государственного бюджета

Статистика государственного бюджета является одной из составных частей статистики финансов.

В состав общегосударственных фондов денежных средств в РФ входят:

  1. государственный бюджет;
  2. внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования, фонды развития НИОКР и др.).

Государственный бюджет – это один из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Структура государственного бюджета определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в общественных интересах.

Объект изучения статистики государственного бюджета – это основной общегосударственный фонд, т. е. государственный бюджет, а также финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, учреждениями и населением.

Главная задача статистики государственного бюджета состоит в характеристике его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Помимо главной задачи, выделяют также более конкретные подзадачи:

  1. определение общей величины доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);
  2. анализ структуры доходов государственного бюджета;
  3. анализ структуры расходов государственного бюджета
  4. определение источников финансирования бюджетного дефицита;
  5. расчет размеров государственного внутреннего долга;
  6. характеристика эффективности проведения государством фискальной политики;
  7. анализ влияния фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.

В ходе решения данных задач статистика государственного бюджета собирает и обобщает данные, подготавливая статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности учреждений государственного управления и выработки экономической политики. В статистике государственного бюджета РФ отражается организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности учреждений государственного управления с учетом международных стандартов в этой области.

В международной статистической практике выделяют следующие направления статистики государственных финансов:

1. Бюджеты органов государственного управления:

  1. статистика бюджетного хозяйства:
    • статистика проекта государственного бюджета и финансового планирования. Плановые данные этого направления рассчитываются по видам расходов и доходов и группам задач;
    • статистика кассовых операций (фактические расходы и доходы);
  2. статистика финансов высших учебных заведений (их годовые доходы и расходы);
  3. статистика задолженности всех единиц сектора государственных учреждений, кроме органов социального страхования и хозяйствующих единиц, осуществляющих непосредственное управление государством;
  4. статистика государственных служащих.
Основными задачами является учет численности служащих, их группировки по возрасту и разрядам для определения фонда оплаты их труда, изучение текучести персонала, численности получателей пособий.

2. Налоговая статистика:

  1. статистика налоговых поступлений. Определяются суммы, предусмотренные для распределения и перераспределения;
  2. статистика акцизов. Учету подлежат налоги на нефть, табак, спиртные напитки, ювелирные изделия и др. продукты, а также предприятия, облагаемые налогами и освобожденные от них на отдельные виды продукции;
  3. статистика налогооблагаемой суммы доходов (сумма оплаты труда, облагаемая подоходным налогом; стоимость имущества и добавленная стоимость, подлежащая налогообложению и т. д.).


Щербак И.А. Экономическая статистика | Яковлева А.В. Экономическая статистика