Задачи статистики государственного бюджета
Статистика государственного бюджета является одной из составных частей статистики финансов.
В состав общегосударственных фондов денежных средств в РФ входят:
- государственный бюджет;
- внебюджетные фонды (пенсионный фонд,
фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, фонд
социального страхования, фонды развития НИОКР и др.).
Государственный бюджет –
это один из важнейших инструментов государственного регулирования
экономики. Структура государственного бюджета определяет формы и методы
образования государственных финансовых ресурсов и направления их
использования в общественных интересах.
Объект изучения статистики государственного бюджета – это
основной общегосударственный фонд, т. е. государственный бюджет, а
также финансовые отношения, складывающиеся у государства с
предприятиями, учреждениями и населением.
Главная задача статистики государственного бюджета
состоит в характеристике его основных показателей, определяющих
содержание и направленность фискальной политики. Помимо главной задачи,
выделяют также более конкретные подзадачи:
- определение общей величины доходов и
расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над
доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);
- анализ структуры доходов государственного бюджета;
- анализ структуры расходов государственного бюджета
- определение источников финансирования бюджетного дефицита;
- расчет размеров государственного внутреннего долга;
- характеристика эффективности проведения государством фискальной политики;
- анализ влияния фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.
В ходе решения данных задач статистика
государственного бюджета собирает и обобщает данные, подготавливая
статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования
деятельности учреждений государственного управления и выработки
экономической политики. В статистике государственного бюджета РФ
отражается организационно-ведомственная структура экономики и
особенности практической деятельности учреждений государственного
управления с учетом международных стандартов в этой области.
В международной статистической практике выделяют следующие направления статистики государственных финансов:
1. Бюджеты органов государственного управления:
- статистика бюджетного хозяйства:
- статистика проекта государственного
бюджета и финансового планирования. Плановые данные этого направления
рассчитываются по видам расходов и доходов и группам задач;
- статистика кассовых операций (фактические расходы и доходы);
- статистика финансов высших учебных заведений (их годовые доходы и расходы);
- статистика задолженности всех единиц
сектора государственных учреждений, кроме органов социального
страхования и хозяйствующих единиц, осуществляющих непосредственное
управление государством;
- статистика государственных служащих.
Основными задачами является учет численности служащих, их группировки
по возрасту и разрядам для определения фонда оплаты их труда, изучение
текучести персонала, численности получателей пособий.
2. Налоговая статистика:
- статистика налоговых поступлений. Определяются суммы, предусмотренные для распределения и перераспределения;
- статистика акцизов. Учету подлежат
налоги на нефть, табак, спиртные напитки, ювелирные изделия и др.
продукты, а также предприятия, облагаемые налогами и освобожденные от
них на отдельные виды продукции;
- статистика налогооблагаемой суммы
доходов (сумма оплаты труда, облагаемая подоходным налогом; стоимость
имущества и добавленная стоимость, подлежащая налогообложению и
т. д.).
Щербак И.А. Экономическая статистика | Яковлева А.В. Экономическая статистика
|