Левкина Е.В. Микроэкономика

Определение рыночной структуры и рыночной власти

Рынок представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков и имеет собственную структуру.

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Классификация структуры рынка:

  1. по экономическому назначению объектов рыночных отношений:
    • рынок товаров и услуг;
    • рынок средств производства;
    • рынок труда;
    • рынок инвестиций;
    • финансовый рынок;
  2. по географическому положению:
    • местный рынок;
    • региональный рынок;
    • национальный рынок;
    • мировой рынок;
  3. по степени ограничения конкуренции:
    • монополистический рынок;
    • олигополистический рынок;
    • рынок монополистической конкуренции;
    • рынок совершенной конкуренции;
  4. по отраслям:
    • автомобильный рынок;
    • компьютерный рынок;
    • текстильный рынок;
    • рынок сельхозпродукции;
  5. по характеру продаж:
    • оптовый рынок;
    • розничный рынок.

Некоторые из выделенных рынков также неоднородны и имеют собственную структуру. Так, товарный рынок включает в себя потребительский рынок (рынок предметов первой необходимости, рынок товаров длительного пользования и т.д.), рынок инвестиционных товаров (товаров производственного назначения) и рынок информации.

Не менее многолик и разнообразен финансовый рынок, где предметом купли-продажи выступают деньги, предоставляемые в пользование в различных формах. Финансовый рынок состоит из рынка инвестиций (долгосрочных вложений капиталов), рынка кредитов и ссуд, рынка ценных бумаг (первичного, связанного с эмиссией ценных бумаг, и вторичного, предназначенного для их перераспределения), денежного (национальной денежной единицы) и валютного рынков. Развитый рынок требует и развитой инфраструктуры.

Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара.

Одним из проявлений рыночной власти является монополия.

Монополия – это исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.

Монопольные предприятия – это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой. Монополистическая деятельность осуществляется на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения прибылей.

Главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.



Вечканов Г.С. Микроэкономика | Кушнир И.В. Микроэкономика | Левкина Е.В. Микроэкономика