Аудит (Камзолов В.А.)

Аудит организаций жилищно-коммунального хозяйства

Деятельность органов жилищно-коммунального хозяйства направлена на обслуживание социально-культурных запросов работников предприятия.

К жилищно-коммунальному хозяйству (ЖКХ) относятся: общежития, квартиры, ведомственные гостиницы, парикмахерские, здравпункты, объекты культуры, службы быта и др.

Основная деятельность ЖКХ определяется сметами доходов и расходов, которые они составляют на год:

  1. смета по эксплуатации жилфонда и объектов внешнего благоустройства;
  2. сводная смета по коммунальному обслуживанию за счет целевых сборов;
  3. сборы по сервисному обслуживанию жильцов на оплату услуг сторонних организаций.

Задача аудитора в ходе работы заключается в исследовании и проверке следующих аспектов:

  1. к доходам по первой смете относятся поступления квартплаты, арендной платы и т. д. Расходы по эксплуатации жилого фонда состоят из нескольких статей: содержание аппарата управления, содержание обслуживающего персонала, содержание домохозяйства, текущий ремонт и т. д. Коммунальные услуги предоставляются квартиросъемщикам и арендаторам помещений по себестоимости с таким расчетом, чтобы расходы по каждому виду услуг, равнялись в конечном счете взысканной за них сумма оплаты. В обязательном порядке проверяются частные сметы расходов;
  2. услуги сервисного содержания покрываются пользователями в сумме предъявленной организациями, оказывающими эти услуги. Огромное количество видов объектов жилищно-коммунального хозяйства предопределило специфику их работы и, соответственно, проверки их аудиторскими и иными контрольными органами.

Так при проведении аудита в гостинице в первую очередь проверяется соблюдение требований законодательства в области защиты прав потребителей, налогообложения и бухгалтерского учета. Проверка деятельности служб гостиниц (а именно бухгалтерской документации), наличие лицензий по оказанию услуг.

При проверке предприятий общественного питания аудиторской организации необходимо проверить:

  1. правильно ли оформлены первичные документы;
  2. приложены ли к накладным сертификаты качества;
  3. правильно ли ведется аналитический учет продукции в бухгалтерии;
  4. правильно ли списывается естественная убыль;
  5. не нарушен ли порядок применения контрольно-кассовых машин;
  6. своевременно ли проводится инвентаризация имущества;
  7. порядок ведения кассовых операций;
  8. акты сверки (в частности, акты сверки кассовых чеков с кассовой контрольной лентой);
  9. полноту оприходования выручки от реализации.

При проведении аудита других объектов жилищно-коммунального хозяйства аудиторская организация самостоятельно разрабатывает планы проверок на основе предварительного ознакомления. Различия в проверке того или иного объекта ЖКХ могут быть довольно существенными, и поэтому от аудиторской фирмы требуется максимальное изучение законодательства и подготовка для работы с экономическим субъектом в присущей ему специфической деятельности. Порядок проведения аудита организации жилищно-коммунального сектора регулируется российским финансовым законодательством.



Стандарты аудиторской деятельности | Шеремет А.Д. Аудит | Ерофеева В.А. Аудит. Конспект лекций | Шешукова Т.Г. Аудит: теория и практика применения международных стандартов | Налетова И.А. Аудит | Соколова Е.С. Основы аудита | Камзолов В.А. Аудит | Лукьянчук У.Р. Аудит