Сущность и функции организационной культуры
Организационная культура представляет собой систему ценностей, образцов, принципов, норм поведения, которые были приняты внутри предприятия, а также его структурного подразделения в процессе осуществления профессиональной деятельности.
Главным носителем организационной культуры в организации является трудовой коллектив.
Также организационная культура – это основа жизненного потенциала любой успешной организации.
Организационная культура состоит из субкультур подразделений и отделов (здесь сотрудники вполне могут ее развивать или разрушать), а также из субкультур направлений деятельности, которые в свое время были выбраны данным предприятием.
Классификация организационной культуры по степени ее влияния на хозяйствующий субъект выглядит следующим образом:
- бесспорная культура. Она включает в себя небольшое количество ценностей и норм и предусматривает их четкое и точное исполнение.
Особенность культуры – это обострение конфликтности и неудовлетворительности персонала организации. Такая культура принята в организациях, где происходит четкое следование уставу;
- слабая культура. Она не предполагает общих ценностей и норм поведения у работников, что вносит некоторые противоречия в их деятельность;
- сильная культура. Она обращает большое внимание на изменения во внешней и внутренней среде.
Организационная культура на предприятии выполняет функции, такие как:
- охранная – создание своеобразных барьеров;
- интегрирующая – создание у работника чувства принадлежности к организации;
- регулирующая – поддержание определенных правил и норм поведения как внутри коллектива, так и вне его, из-за чего значительно снижается вероятность возникновения конфликтов;
- адаптивная – функция, обеспечивающая сплоченность сотрудников;
- ориентирующая – корректирует дальнейшую деятельность организации согласно установленным нормам;
- мотивационная – такая система мер помогает создать стимулы для работы в организации;
- формирование имиджа – здесь существует направленность на создание образа организации.
Дорофеева Л.И. Менеджмент | Дружинина З.Г. Менеджмент | Замедлина Е.А. Основы менеджмента | Михалева Е.П. Менеджмент
|