Расходы коммерческого банка
Расходы коммерческого банка — это затраты денежных средств на выполнение банком операций и обеспечение его функционирования.
В состав расходов банка включают следующие статьи, которые можно представить в сгруппированном виде:
1. Расходы, связанные с осуществлением непосредственно банковской деятельности:
- начисленные и уплаченные проценты по счетам до востребования, в том числе расчетным, текущим счетам предприятий и организаций, счетам «лоро» банков-корреспондентов, срочным вкладам и депозитам, а также по межбанковским кредитам;
- расходы по операциям с наличной и безналичной иностранной валютой;
- расходы по операциям с ценными бумагами;
- расходы по операциям с драгоценными металлами;
- расходы, связанные с перевозкой и хранением денежных средств, ценных бумаг и других ценностей;
- операционные расходы.
2. Расходы, связанные с обеспечением хозяйственной деятельности банка и содержанием материально-технической базы:
- амортизационные отчисления по основным фондам и нематериальным активам;
- арендная плата по основным средствам;
- эксплуатационные расходы по содержанию зданий, оборудования, транспорта;
- канцелярские расходы.
3. Расходы, создающие условия для проведения банковских операций:
- расходы по оплате услуг расчетно-кассовых и вычислительных центров;
- расходы по оплате почтовых, телеграфных, телефонных и других услуг связи, в том числе за пользование факсимильной и спутниковой связью;
- расходы, связанные с изготовлением и внедрением платежных средств (пластиковых карт, дорожных чеков и др.);
- расходы по приобретению и изготовлению бланков, форм отчетности, чековых книжек, других носителей банковской информации;
- расходы по подписке на специальные издания;
- суммы платы за обучение сотрудников банка на основе договоров с учебными заведениями, по подготовке, повышению квалификации и переподготовке банковских работников.
4. Расходы, связанные с имиджем банка:
- представительские расходы;
- расходы на рекламу;
- командировочные расходы;
- оплата маркетинговых, консультационных, информационных услуг;
- оплата аудиторских услуг, предоставляемых банку независимой аудиторской фирмой на договорной основе как с целью подтверждения годового бухгалтерского отчета, проспекта эмиссии для банков, созданных в форме акционерного общества, так и в ходе периодических проверок в соответствии с требованиями ЦБ РФ;
- отчисления в специальные резервы, созданные банком в соответствии с требованиями ЦБ РФ (резерв под возможные потери по ссудам, резерв под обесценение ценных бумаг).
5. Расходы на содержание аппарата управления, по оплате труда работников банка и связанные с ними обязательные отчисления банка в Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ.
6. Налоги, включаемые в соответствии с законодательством в затраты банка.
Следует отметить, что ряд перечисленных статей включается в расходы в соответствии со сметами, которые должны утверждаться ежегодно правлением или советом банка в пределах установленных законодательно норм. В качестве примера можно привести представительские расходы, расходы на рекламу, командировочные расходы, связанные с банковской деятельностью, выплаты компенсаций за использование работниками банка для служебных поездок личных легковых автомобилей и т.д. В случае превышения данных норм расходы покрываются за счет прибыли банка.
Все вышеперечисленные статьи расходов для удобства их дальнейшего анализа обычно группируют по следующему принципу:
- процентные расходы;
- непроцентные расходы.
1. Процентные расходы — начисленные и уплаченные проценты в рублях и валюте.
2. Непроцентные расходы:
- операционные — почтовые и телеграфные расходы клиентов; уплаченные комиссионные по услугам и корреспондентским отношениям; расходы по валютным операциям;
- по обеспечению функционирования банка — на содержание аппарата управления, хозяйственные (амортизационные отчисления, арендная плата и т.д.);
- прочие расходы — штрафы, пени, неустойки уплаченные, проценты и комиссионные прошлых лет и т.д.
Очевидно, что процентные расходы занимают значительную долю в общих расходах банка (около 70%). Это, безусловно, оправдано, так как рост процентных расходов банка, носит объективный характер.
Банку следует уменьшать те затраты, которые занимают наибольший удельный вес. Однако это должно происходить не в ущерб деятельности самого банка. Нецелесообразно сокращать расходы по обеспечению функционирования банка но можно уменьшить сумму штрафов, неустоек и т.д.
Расходы банка можно представить и в следующем виде:
Расходы всего = Операционные расходы + Расходы по обеспечению фукционирования банка + Прочие расходы.
Общая сумма расходов равна сумме данных по счету 702 баланса банка. Рассмотрим каждое из слагаемых.
- Операционные расходы — уплаченные проценты и комиссионные, расходы по валютным операциям, почтовые и телеграфные расходы клиентов.
- Расходы по обеспечению функциональной деятельности банка — зарплата и другие расходы по содержанию штата, чистые хозяйственные расходы, амортизационные отчисления, оплата услуг.
- Прочие расходы банка — уплаченные штрафы, проценты и комиссионные прошлых лет.
Свиридов О.Ю. Банковское дело
|