Экономическая теория (Лобачева Е.Н.)

Социальная защита населения

Функции социальной защиты населения. Система социальной защиты населения выполняет две основные функции: функцию социальных выплат и функцию социального обслуживания. Социальные выплаты включают выплаты пенсий, систему льгот для особо нуждающихся категорий населения.

Функция социального обслуживания охватывает инвалидов, престарелых, многодетные семьи, беженцев, беспризорных и пр. Система социального обслуживания включает использование различных форм работы с данной категорией населения, таких как дома-интернаты, территориальные центры социального обслуживания, центры дневного пребывания, социальную помощь на дому.

Система социальной защиты населения, сложившаяся в России, является недостаточно эффективной. Так, эффективность социальных пособий, т.е. ориентация их на самых бедных, составляет в России 19%, тогда как в промышленно развитых странах — 45%. Поэтому совершенствование системы социальной защиты предполагает усиление адресности в оказании социальной помощи, расширение участия работника в уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, создание частных страховых компаний, перемещение тяжести в проведении мер по социальной защите на уровень регионов и др. Необходимость быстрого реформирования системы социальной защиты связана и с демографической ситуацией в России. В условиях старения населения и большого количества лиц пожилого возраста увеличивается нагрузка на работающее население. Так, гели в 1993 г. на одного пенсионера приходилось 1,94 занятых, в 1997 г. — 1,69, то в 2007 г. — 1,4 занятых. В условиях сегодняшней экономической ситуации это будет означать невозможность решения многих социальных задач по поддержанию уровня жизни в стране.

Только достижение устойчивого экономического роста позволяет солдата эффективную систему социальной защиты, решать проблемы бедности, нищеты, создать достойный уровень жизни. Конечной стратегией социальной политики является формирование среднего класса как основы экономической и политической стабильности в стране. Таким образом, социальная защита — это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста. В системе социальной защиты выделяют социальные выплаты и социальное обслуживание одиноких, престарелых людей, инвалидов. Социальная защита распространяется практически на все категории населения через систему социальных гарантий.

Основой государственных социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты, т.е. установленные законодательством нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться недопустимо. Такие минимальные социальные стандарты устанавливаются в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, здравоохранения и в других социальных сферах.

Социальное обеспечение и социальное страхование. Социальное обеспечение — это форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества. К системе социального обеспечения относят все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат на социальное обслуживание, медицинскую помощь, различные льготы.

Социальное страхование — это основной институт социальной защиты, призванный обеспечить реализацию конституционного права на материальное обеспечение граждан в старости, в случае болезни, безработицы, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца.

Минимальные уровни социальных гарантий определяются в мировой практике в диапазоне 40—50% от величины заработной платы квалифицированного работника. Размеры средств, выплачиваемых по социальному страхованию, по отношению к каждому отдельному получателю зависят от продолжительности трудового стажа, величины заработка, степени утраты трудоспособности и регулируются соответствующими законами.

Величина социальной помощи, когда пособия выплачиваются из общественных средств, зависит от условий, оговоренных программами социального страхования. Социальное обеспечение и социальное страхование являются важнейшей составной частью социальной защиты населения, а социальные пособия представляют единую систему денежных выплат отдельным категориям граждан, определенных законами РФ.

Необходимость содержания граждан, утративших трудоспособность, существовала во всех обществах. Наиболее значительный вклад в становление системы социальной защиты внесла Англия. Страховыми обществами этой страны начиная с XVII в. были первоначально отработаны и введены основные элементы и способы страхования жизни, которые используются и в настоящее время. Толчком к развитию личного страхования в Англии стал сильный пожар в Лондоне в 1666 г., унесший жизни более 70 тыс. человек. Именно после этой национальной трагедии в стране возникли многочисленные взаимные и акционерные страховые общества, было введено государственное страхование жизни через учреждения почты.

В целом история становления и развития социального страхования связана с капиталистическим способом производства и европейской цивилизацией. Повышение уровня рисков утраты заработной платы наемным персоналом и социальной незащищенности в условиях жизни в городе, где отсутствовала поддержка большой семьи, явились главными экономическими предпосылками создания системы социальной защиты.

Идея социальной защиты реализовалась в том, что общую сумму оплаты труда стали использовать для двух целей: часть — для удовлетворения текущих потребностей работника и его семьи, которая непосредственно выплачивается работнику; резервируемая часть — для удовлетворения потребностей работника и его семьи в случае утраты трудоспособности (связанные с болезнями, несчастными случаями, старостью и т.п.).

Резервируемая (страхуемая) часть оплаты труда определяется исходя из степени достаточности (для данного периода) уровня материальной обеспеченности и медицинского обслуживания. Количественно эта часть зависит от величины заработной платы работника, продолжительности его трудовой деятельности, т.е. определяется с учетом трудового вклада. При формировании и использовании страховой части оплаты используются следующие механизмы:

а) формирование средств самих работников на основе объединения общих возможностей, когда используется механизм разделения социальных рисков, наступающих для части работников;
б) выплаты осуществляются лишь в случаях потери трудоспособности, зафиксированных медицинским учреждением, а выход на пенсию — на основе законодательства;
в) перераспределение во времени, т.е. от времени работы к моменту прекращения работы, а также между работниками (от здоровых — к больным и нетрудоспособным; доживающим и не доживающим до выхода на пенсию).

Источниками финансирования страховой части являются как средства самих работников (отчисления с их текущей заработной платы), так и средства работодателей (налоги на фонд оплаты труда). Становление социального страхования сопровождалось соответствующим законодательным регулированием социальной защиты, созданием соответствующих страховых институтов. Преимущество системы социального страхования перед другими формами коллективного социального обеспечения — социальной помощью и внутренними корпоративными системами — состоит в том, что, во-первых, сами работники вовлечены в процесс резервирования страховых накоплений (стимулирующий фактор); во-вторых, в высокой степени гарантированности выплат, защите их от произвольных решений органов, ответственных за их выплату. Гарантии осуществляются на основе соответствующих конституционных прав.

Социальный риск и другие категории социального страхования. Под социальным риском понимают вероятность наступления материальной необеспеченности в результате утраты трудового дохода по объективным причинам, а также необходимости несения лицом дополнительных расходов на лечение и другие социальные услуги. Социальные риски носят общественный характер, и защититься от них индивидуально в большинстве случаев практически невозможно. Потери трудового дохода вследствие болезни, инвалидности, безработицы, когда работник не может участвовать в производственном процессе, для отдельного индивида явление случайное, а для экономики в целом — массовое и постоянное.

Поэтому социальные риски поддаются количественной оценке, и в обществе они прогнозируются как с точки зрения их численности (инвалиды, больные, погибшие, пенсионеры и т.д.), так и с точки зрения стоимостных затрат. Так как социальные риски носят объективный характер, механизм социальной защиты от них должен быть надежным, т.е. страхование от них обязательно для всех работающих, что определяется законодательством, при этом финансовую нагрузку солидарно несут основные социальные субъекты: работники и работодатели. Доля финансового участия для тех и других может быть разной, при этом каждая страна в силу своих специфических социально-экономических особенностей находит оптимальные для нее пропорции финансовой ответственности.

Социальные риски существуют в каждом обществе, в каждой стране.

Однако в условиях социализма они не признавались, а страховыми рисками считались чрезвычайные события только природного характера: пожары, землетрясения, наводнения и т.п. Вместе с тем социалистическое государство, являясь основным работодателем и собственником средств производства обеспечивало и определенные гарантии экономической и социальной устойчивости, т.е. брало на себя ответственность за социальные риски. С развитием частного сектора экономики, формированием рыночных отношений область государственного обеспечения и его возможности заметно и неизбежно сокращаются. В рыночной экономике государство поддерживает наиболее уязвимые слои населения: престарелых, детей, инвалидов. Социальная защита трудоспособного работающего населения становится обязанностью работодателей. Это достигается как участием работников в формировании финансовых ресурсов, так и установлением прямой зависимости величины страховых выплат от размеров и продолжительности уплаты (объема) страховых взносов. Сложившаяся система социальной защиты предполагает осуществление:

  1. пенсионного страхования (по старости, потере кормильца, инвалидности);
  2. медицинского страхования (оплата медицинских услуг и оказание медицинской помощи), включая оплату за период временной нетрудоспособности;
  3. страхования в связи с безработицей (выплата денежных пособий по безработице, переобучению и переквалификации);
  4. страхования от несчастных случаев на производстве (производственные травмы, профессиональные заболевания, выплата пенсий иждивенцам погибших на производстве работников).

Таким образом, предметом социального страхования являются экономические и правовые отношения субъектов по формированию и использованию финансовых средств, предназначенных для защиты трудозанятого населения от социальных рисков, а также по организации медицинской и реабилитационной помощи. Изучение и прогнозирование возможных социальных рисков осуществляется с использованием следующих показателей:

  • средней продолжительности рисковой ситуации (периода между ее наступлением и переходом к нормальным условиям жизнедеятельности);
  • частоты наступления рисковых ситуаций;
  • степени социальных гарантий при наступлении рисковой ситуации;
  • объема материальных затрат на компенсацию всех страховых случаев.

По степени опасности социальные риски классифицируются на низкие, предполагающие добровольное страхование, и высокие, предполагающие обязательное страхование. В социальном страховании сочетаются экономические и социальные элементы защиты, обеспечивающие застрахованному лицу компенсации утраченного трудового дохода или дополнительных, непредвиденных расходов. На практике сложились три основные формы (институты) социальной защиты населения: социальное страхование, социальная помощь (оказываемая государством и муниципалитетами) и частная страховая инициатива и социальные услуги, оказываемые фирмами.

На долю существующих видов социального страхования в развитых странах приходится около 60—70% всех затрат на цели социальной защиты, что соответствует 15—25% ВВП, в РФ эти цифры составляют соответственно 45 и 7,3% ВВП.

Особенности отечественной системы социального страхования. Действующая в России система социального страхования имеет черты, характерные для социальной помощи, а не страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей (примерно 36% фонда оплаты труда) уровень социальных выплат явно недостаточен и не соотносится с размером вносимых страховых взносов. Законодательно система социальной защиты еще только формируется. Система социального страхования и система социальной помощи окончательно не разделены.

Термины, принципы и инструментарий организации финансовых институтов и системы социальных гарантий, широко используемые в развитых странах, в России имеют характер отвлеченных категорий, а не практических регуляторов социальной защиты населения. В системе страхования РФ существуют серьезные недостатки. Это прежде всего незаинтересованность работодателей и работников в своевременной уплате страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, значительное отставание в создании экономических условий для формирования новых механизмов социальной защиты, наличие теневого рынка труда и доходов, наличие крайне высокой и необоснованной дифференциации в оплате труда в разных отраслях экономики и т.п. Таким образом, система социального страхования в России находится на стадии формирования.

В законченном виде она сформируется, очевидно, только после окончательного завершения других реформ в социальной сфере (системы заработной платы и пенсий, налоговой системы и т.д.). Завершение реформирования в смежных отраслях социальной сферы позволит определить качественные и количественные характеристики социального страхования: уровень пенсий и объемы других страховых выплат, качество и объем медицинских и других социальных услуг.

Бедность. В сфере социальной защиты населения особую значимость имеет проблема бедности. Под бедностью понимается такое состояние материальной необеспеченности людей, при котором доходы отдельной семьи или отдельного человека не позволяют поддерживать потребление на общественно необходимом уровне. Различают бедность абсолютную и относительную. Абсолютная бедность означает неудовлетворение или частичное неудовлетворение первостепенных физиологических потребностей человека в пище, одежде, жилье. Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать некоторый стандарт жизни, принятый н данном обществе. Относительная бедность показывает, насколько человек беден по сравнению с другими людьми.

Бедность как социальное явление свойственна любой экономической системе. Однако ее острота в обществе значительно различается по отдельным странам в зависимости от темпов их экономического развития, накопленного богатства, размера производственного потенциала, уровня благосостояния народа, особенностей распределительной политики.

В наиболее развитых странах мира, ориентирующихся на социальное благополучие своих граждан, имеются незначительные различия в уровнях доходов богатых и бедных, в то время как развивающиеся страны и страны с переходной экономикой имеют поляризованные общества, характеризуемые большим количеством бедных, небольшим кругом богатых и весьма незначительным средним классом. Российская Федерация относится к разряду стран, в которых дифференциация доходов и имущественные различия осуществляются по последнему способу. Размеры дифференциации доходов 10% мало- и высокообеспеченных граждан (так называемый децильный коэффициент дифференциации — Kd) составляют, по разным оценкам, 1 : 25—30, а имущественные различия столь велики, что никто из специалистов не рискует их определить.

Признание проблемы бедности произошло в СССР в 1970-х гг., когда были введены пособия для малообеспеченных, однако к категории бедных в то время относился узкий круг людей, определенных по демографическим признакам: возрасту, здоровью, утрате кормильца в семье, повышенной иждивенческой нагрузке на работающего. Некоторое значение имели квалификационные и территориальные различия из-за неравенства в доходах низкоквалифицированных работников и неравенства в экономическом развитии регионов страны. К настоящему времени бедность как социально-экономическое явление стало для России массовым: в 2007 г. численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 18,9 млн человек, тогда как в 1990 г. их было всего 2,3 млн человек. За реформирование отечественной экономики самую высокую цену заплатили именно беднейшие слои населения, поскольку такие наиболее употребляемые продукты питания, как хлеб и молоко, за 1993—2000 гг. подорожали в 40-49 тыс. раз, а пенсионные выплаты увеличились лишь в 7 тыс. раз, минимальная заработная плата — в 2 тыс. раз. Однако положительные тенденции экономического развития 2000-х гг. привели к тому, что доля малообеспеченного населения к 2007 г. снизилась до 13,4%.

Такой сохраняющийся высокий уровень бедного населения говорит о том, что бедность стала устойчивой реальностью не только для безработных, беженцев, одиноких малообеспеченных людей, инвалидов, пенсионеров, но и для значительной части интеллигенции в трудоспособном возрасте, занятых на предприятиях машиностроения, легкой промышленности, в бюджетных организациях, лиц, занятых в сельском хозяйстве, пополнивших ряды малообеспеченных из-за заниженной цены рабочей силы, не обеспечивающей даже минимума средств для ее простого воспроизводства. Минимальная зарплата составляет в настоящее время лишь 77% прожиточного минимума и 24% от средней заработной платы в народном хозяйстве, однако этот показатель должен быть доведен до 40%.

Показатели бедности. Для анализа бедности применяют несколько методов ее количественной оценки:

  • статистический, определяемый для 10—20% населения при распределении всего населения по размерам получаемых денежных расходов;
  • нормативный, определяемый исходя из норм потребления на основе стандартов, предусмотренных минимальной потребительской корзиной;
  • экономический, определяющий количество бедных исходя из ресурсных возможностей государства, направляемых на поддержание их материального существования; к нему применяют метод лишений, рассчитывающий недопотребление важнейших продуктов питания и товаров;
  • стратификационный, согласно которому к бедным относятся те люди, которые априори не могут себя обеспечить (инвалиды, старики, члены неполных, неблагополучных и многодетных семей, дети без родителей, безработные, иммигранты и т.п.).

Расчеты Росстата на 2007 г. показывают, что социальная структура бедного населения также весьма неоднородна. В процентах от общей численности населения ее показатели выглядят следующим образом:

дети до 16 лет21
молодежь от 16 до 30 лет25
трудоспособные от 31 до 59 лет40
люди пенсионного возраста свыше 55—60 лет14

Но есть группы населения, находящиеся на верхней границе бедности, и речь идет в данном случае о социальной бедности, а не о физиологической.

По экспертным оценкам, в условиях относительной бедности (с доходом до 6 тыс. руб. в месяц на душу населения) проживает более 50% граждан России.

Больше бедных проживает в городах, чем в сельской местности; в наихудшем материальном положении оказались жители Кавказа, Волго-Вятского региона, часть Восточной Сибири, Дальнего Востока, некоторые области Северо-Запада и Центра. Наибольшее число бедных людей среди бюджетников, машиностроителей, текстильщиков. В наихудшем положении оказались женщины и дети.

Характерной чертой Российской бедности является преобладание так называемой текучей бедности, т.е. временной невозможности самообеспечения по сравнению с застойной бедностью, т.е. постоянной невозможностью достичь самообеспечения без внешней социальной поддержки. Такое соотношение, по некоторым оценкам, составляло в середине 1920-х гг. 30:70 (%).

Меры борьбы с бедностью. Борьба с бедностью или ее профилактика — важнейшая задача всякой социально ориентированной экономики.

В мировой практике широко используются два главных способа. Первый способ заключается в обеспечении и поддержании минимальных доходов (заработной платы и пенсий), достаточных для сохранения действующих в стране стандартов потребления. Такой способ нашел применение в развитых странах с высоким уровнем благосостояния. Другой способ предполагает использование адресной социальной помощи тем, кто находится в существенно худшем, чем остальные граждане, положении.

Он применяется в развивающихся странах, где доходы основной массы населения низкие, а распределение социальной помощи (продовольственной, лекарственной, коммунально-бытовой и др.) — основной метод социальной поддержки для значительной части населения страны. Примером первой модели служит Франция, где доля государства в системе борьбы и профилактики бедности весьма значительна. В этой стране для всех работодателей установлена обязательная к применению минимальная ставка заработной платы на уровне, достаточном для удовлетворения основных потребностей работающего, которая регулярно индексируется. Помимо этого для борьбы с бедностью широко используют механизм обязательного социального страхования, предусматривающего высокие трудовые пенсии, пособия по безработице, пособия и льготы на детей, а также качественное медицинское обслуживание. Особую роль во Франции играют социальные службы при муниципалитетах. В случае отсутствия у человека страхового стажа (молодежь, женщины с детьми), а также в силу особых жизненных ситуаций и обстоятельств (потеря кормильца, недееспособность и т.п.) он имеет право подать соответствующее заявление в муниципалитет, после чего ему будет оказана необходимая помощь, и не только материальная, но и психологическая, правозащитная и т.п.

В США помощь бедным оказывается в рамках специальных программ, которые охватывают от 15 до 20% населения. Основные социальные группы, которые получают субсидии, — это семьи с маленькими детьми, в первую очередь с одним родителем или безработным кормильцем, люди старше 65 лет, инвалиды, слепые, ветераны войны и их семьи, малообеспеченные работающие (через налоговые льготы), а также все граждане, имеющие доход ниже определенного уровня. В США широкое распространение получила помощь в натуральной форме: талоны на питание, дешевое жилье, медицинское обслуживание пожилых, уход за малолетними и другие виды.

В постсоциалистических странах гарантированный прожиточный минимум, соответствующий уровню минимальной пенсии, установлен лишь в Чехии. Те граждане, доходы которых ниже прожиточного минимума, получают денежные пособия. На социальную помощь в Болгарии могут рассчитывать лишь те, кто заявляет об отсутствии минимального гарантированного дохода (его величина ниже физиологического уровня), а также отсутствии источников других доходов (сбережений, своего бизнеса, излишков жилплощади).

В Российской Федерации, которая находится в настоящее время в сложном экономическом положении, обусловленном особенностями переходного периода, система социальной защиты бедных, малообеспеченных и семей с детьми функционирует по второй модели — как система адресной помощи.

Проблема бедности в России является самой приоритетной в сфере социальной политики. Она решается двумя путями. Первый путь предполагает ведение эффективной борьбы с бедностью на основе оживления национальной экономики, ускорения темпов ее роста, наиболее полного использования всех инструментов макроэкономической и региональной политики. Другой путь борьбы с бедностью — это введение пособий всем нуждающимся, доходы которых меньше прожиточного минимума. У такого пути есть сторонники и противники. Раздача денежных пособий по принципу «всем сестрам по серьгам» не стимулирует к труду тех, кому будет предоставлена гарантия получения от государства денежного дохода в размере прожиточного минимума. В то же время иждивенческая нагрузка на тех, кто работает, возрастет, что необоснованно ухудшит условия воспроизводства наиболее активной части населения (сокращение свободного времени, ухудшение здоровья, уменьшение внимания к воспитанию собственных детей и т.п.). Подобный путь к изменению числа бедных н стране мало приемлем и носит исключительно неэффективный затратный характер. Поэтому стратегический путь борьбы с бедностью предполагает прежде всего экономическое оздоровление экономики на основе ускорения темпов производительности общественного труда, ускорения реструктуризации отдельных народно-хозяйственных комплексов.

Социальные программы ориентированы как на текущую поддержку нуждающихся, т.е. прямую помощь бедным, так и на борьбу с бедностью, направленную на сокращение численности бедного населения, предупреждение его увеличения. Прямая помощь бедным представляет собой распределительную задачу, предполагающую выделить часть национального дохода страны в условиях крайне ограниченных ресурсов и довести помощь до нуждающихся. Комплексная задача борьбы с бедностью предполагает использование прежде всего перераспределительного механизма, «настроенного» на наименее обеспеченных людей, при охранительных мерах по отношению к среднедоходным группам населения, чтобы восстановить права человека на минимальные стандарты потребления, главные из которых:

  • установление минимума заработной платы и трудовой пенсии на уровне прожиточного минимума;
  • отказ от эксплуатации квалифицированного труда работников бюджетной сферы в форме монопольно низкой цены их труда;
  • установление и введение минимального стандарта налоговых вычетов с целью поддержания величины оплаты труда на уровне прожиточного минимума работника и его иждивенца;
  • обеспечение доступности для всех слоев населения социально значимых товаров и услуг.

Действующая в Российской Федерации система социальных льгот и компенсаций бедным слоям населения в настоящий момент подвергается изменениям. Помощь оказывается социально незащищенным категориям с низкими доходами. В ряде регионов страны в 1997—1998 гг. были проведены пилотные программы по введению адресной помощи на базе финансирования как федерального, так и регионального бюджетов. Наиболее сложной оказалась оценка нуждаемости семей. Например, в Республике Коми предельной величиной уровня нуждаемости признавался гарантированный денежный доход (ГДД), равный 50% прожиточного минимума, в Волгоградской области — денежный доход также до 50% прожиточного минимума, что привело к значительному отсеву пенсионеров из числа бедных, так как минимальная пенсия плюс компенсации оказались выше этого уровня. Система разного рода ограничений привела к тому, что размер пособий по нуждаемости составил: в Коми — 85 руб., в Волгоградской области — 68 руб. в месяц, выплатами были охвачены лишь 2—6% населения, в то же время, по данным Госкомстата, численность нуждающихся в этих регионах составляла не менее 20%. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» использовал принципы, опробованные в ходе эксперимента: учет всех доходов населения, включая подсобное хозяйство, учет земли и имущества, приносящих доход, и т.п.

В ходе борьбы с бедностью главное — это создание способов для личной самозащиты от бедности, поощрение стремления зарабатывать свой доход с предоставлением льгот по налогам, развитие обязательного социального страхования, активизация внутрифирменной социальной политики, широкое участие граждан и бизнеса в благотворительности, разработка системы заинтересованности людей в накоплениях и вкладах как источнике инвестиций, как это делается в цивилизованных странах. Именно это направление будет способствовать в России борьбе с бедностью и вместе с тем укреплять средний класс.

Пенсионная система и ее реформирование. В 2001 г. в России численность граждан пенсионного возраста составляла 38,6 млн человек, или 26,6% общей численности населения; в 2007 г. — 38,5 млн человек, или 27,1%. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Пенсионные системы государств включают в себя несколько основных элементов: государственные пенсионные программы, обязательные накопительные пенсионные программы, профессиональные пенсионные программы и дополнительные накопительные программы. Как правило, в пенсионных моделях выделяют три основные группы:

  1. социальная пенсия, которая предоставляется государством гражданам при наступлении пенсионного возраста вне зависимости от наличия и величины трудового стажа;
  2. трудовая пенсия, которая назначается и выплачивается гражданам исходя из размера страхового взноса и трудового стажа;
  3. дополнительная пенсия, которая имеет два источника — либо самофинансирование самих граждан в счет будущей пенсии из текущего дохода, либо за счет взносов работодателя в негосударственный пенсионный фонд на именные счета своих работников.

Пенсионная система России прошла несколько этапов. Впервые государственное пенсионное страхование было введено в России в начале XX в., т.е. значительно позднее, чем в большинстве других стран. После Октябрьской революции государственное пенсионное страхование было практически отменено и вновь введено только в 1927 г. Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения входила составной частью в общую систему социального страхования, обеспечивала всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень потребления.

Средства на выплату пенсий аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который являлся составной частью государственного бюджета страны. Достаточно стабильные темпы экономического развития позволяли до 1956 г. использовать все преимущества сбалансированного по доходам и расходам бюджета социального страхования.

Однако с увеличением численности лиц, имеющих право на получение пенсии (колхозников), а также существенного увеличения размера пенсий отдельным группам пенсионеров стала возрастать несбалансированность бюджета соцстраха, и все больше выплата пенсий ставилась в зависимость от дотаций государственного бюджета. Положение особенно усложнилось в 1980-е гг., когда взносы на социальное страхование не обеспечивали покрытия всех расходов, и государственный бюджет формировал по существу 60% бюджета социального страхования. Причем даже повышение тарифов, взносов на социальное страхование, введенное в 1982 г., сократило разрыв в уровне формирования доходной части и потребности в расходной части бюджета социального страхования до 0,57. Однако уже в 1989 г. это соотношение снизилось до 0,51, что экономически недопустимо.

С целью ликвидации дотационности пенсионного бюджета в условиях нарастания необходимости радикальных рыночных преобразований 15 мая 1990 г. был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан», направленный на решение важнейших социальных задач: стабилизацию и подъем материального положения пенсионеров, сокращение численности малообеспеченных граждан. Но изменение государственного устройства повлекло пересмотр принципов принятого закона и потребовало принятия нового Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В данном Законе впервые были четко прописаны принципы обязательного государственного пенсионного страхования и определены условия формирования государственного пенсионного фонда. Полный отказ от бюджетных дотаций был провозглашен как важнейшее условие функционирования пенсионного фонда и государственного бюджета. Изменение каналов поступления финансовых ресурсов на пенсионное обеспечение, использование для этих целей прежде всего страховых методов было чрезвычайно важной экономической предпосылкой формирования новой устойчивой пенсионной системы в условиях становления в стране рыночных отношений.

Таким образом, бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) стал полностью автономной финансовой системой, которая балансируется по доходам и расходам с помощью регулирования размера и условий уплаты тарифа страховых взносов различных категорий плательщиков. Денежные средства Пенсионного фонда России находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав других фондов и бюджетов и изъятию не подлежат. В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном страховании в Российской Федерации» доходы ПФР формируются из страховых взносов плательщиков и поступлений из федерального бюджета для выплат социальных пенсий, «ветеранских», «чернобыльских», «военных» (кроме офицерского состава), персональных и некоторых других пенсий.

В соответствии с постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» к основным функциям Пенсионного фонда России относятся: сбор и аккумуляция страховых взносов, капитализация средств фонда, привлечение дополнительных средств, взыскание с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или но случаю потери кормильца. Кроме того, на ПФР возложена обязанность контролировать совместно с налоговыми службами поступление и расходование страховых взносов.

В настоящее время организационная структура пенсионной системы России включает в себя:

  • региональные отделения ПФР в субъектах Федерации;
  • региональные органы социальной защиты населения, осуществляющие назначение и выплату пенсий;
  • ЦБ РФ, через расчетно-кассовые центры которого ПФР осуществляет свои финансовые операции;
  • региональные отделения Сбербанка России;
  • Федеральное агентство связи (подчиненное Министерству информационных технологий и связи Российской Федерации), через отделения которого осуществляются пенсионные выплаты (80% от общего объема доставляемых пенсий).

Через региональные отделения Пенсионного фонда России осуществляются сбор страховых взносов и финансирование органов социальной защиты, осуществляющих непосредственную выплату пенсий.

Виды государственных пенсий. Государственная пенсия представляет собой ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам трудового дохода, утраченного в связи с достижением установленного законодательством возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, определенным нормами закона. Действующим пенсионным законодательством Российской Федерации предусмотрены трудовые и социальные пенсии, пенсии военнослужащим срочной службы, пенсии по инвалидности от военной травмы и от общего заболевания, участникам войны и вдовам погибших и т.д. В соответствии с трудовой и другой общественно полезной деятельностью, засчитываемой в трудовой стаж гражданина, назначаются базовые виды пенсий: по старости (возрасту), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Трудовые пенсии по старости устанавливаются мужчинам — по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, женщинам — по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет. Некоторым гражданам пенсия по старости устанавливается при пониженном пенсионном возрасте и при пониженном трудовом стаже.

Отдельным категориям граждан устанавливается пенсия на льготных основаниях. К этим категориям законодательно отнесены:

  1. женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до восьми лет, а также матери инвалидов с детства;
  2. инвалиды Великой Отечественной войны и другие инвалиды, приравненные к ним, инвалиды I группы по зрению;
  3. граждане, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты), и диспропорциональные карлики.

При пониженном пенсионном возрасте в соответствии с действующим законодательством получают пенсию отдельные категории работников, труд которых связан с особыми условиями. Специальные Списки соответствующих работ и профессий (должностей) включают лиц, занятых:

  • на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;
  • на работах с тяжелыми условиями труда;
  • в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;
  • в качестве рабочих локомотивных бригад на железнодорожном транспорте;
  • в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве;
  • в качестве механизаторов комплексных бригад в портах;
  • в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;
  • спасателями в аварийно-спасательных службах и формированиях;
  • некоторые другие группы.

Работники, чей труд протекает в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, также имеют право на получение пенсии на льготных основаниях. Доля всех пенсионеров-льготников в общей численности пенсионеров составляет 17—18%.

Статистика периода рыночных реформ показывает, что при уменьшении численности занятых в экономике и при достаточно стабильной численности пенсионеров их соотношение меняется в неблагоприятную сторону. Нагрузка пенсионной системы на экономику возросла с 45 пенсионеров на 100 человек, занятых в народном хозяйстве в 1995 г., до 60 пенсионеров в 2000 г. Однако в последние годы указанная тенденция замедлилась, и в 2005 г. этот показатель несколько снизился (до 57).

Минимальный размер месячной пенсии по старости в 2007 г. составлял 3971 руб., а его базовая часть — 1864 руб. Кроме того, важно уточнить методику расчета прожиточного минимума пенсионеров с учетом существенной доли в их расходах стоимости медицинских и других социальных услуг.

Семейная политика и охрана детства. Во всем цивилизованном мире признано право семьи на защиту со стороны государства. Семья — это система, наиболее приспособленная для того, чтобы влиять как на индивида, обеспечивая его потребности, так и на общество в целом, приумножая его богатство. Противоречия современного общества, его проблемы и сложности все острее отражаются на семье. Вместе с тем в рыночной экономике, когда на первый план выдвигается создание условий для самообеспечения, семья становится, по существу, единственным гарантом выживания человека. Семейная политика и семейное законодательство в Российской Федерации сохранили сегодня специфику советского периода, когда семья рассматривалась прежде всего с точки зрения исполнения репродуктивной функции, поэтому большинство мер и гарантий семейной политики ориентированы на родителей, а не на супругов. Законодательство в этой области в большей мере регулирует имущественные, нежели личные права и обязанности супругов. Государство пока еще не до конца определило свое отношение к семье и границы своего вмешательства, поскольку при регулировании семейных отношений присутствует риск вторжения в сугубо частные вопросы жизни членов семьи.

Современная Российская семья, адаптируясь к социально-экономическим переменам, претерпевает значительные изменения, обусловливающие возникновение различных моделей семьи, которые можно подразделить на следующие типы:

  • простая семья (67%), состоящая из супругов с детьми или без них - преобладающий тип;
  • супружеские пары, живущие с одним из родителей супругов или с другими родственниками (12%);
  • сложные семьи, включающие две и более супружеские пары в семейной структуре;
  • неполные семьи, доля которых постоянно увеличивается (13%).

В подавляющем большинстве это семьи одиноких матерей, разведенных женщин, вдов с детьми, в которых один, реже два ребенка. Модернизация современного общества предполагает все большую свободу выбора для каждой отдельной личности, что отражается на положении семьи, способствуя ее трансформации. Многие социальные феномены — высокий уровень внебрачной рождаемости, миграция населения, повышение уровня бедности, рост количества разводов — обостряют существующие проблемы, а происходящие тенденции свидетельствуют о надвигающемся кризисе семьи, выражающемся в ослаблении связей между родителями и детьми, союза супругов, распаде хозяйственного уклада. Задача современной семейной политики в России заключается в стремлении усилить роль семьи в исполнении традиционных экономических и социальных функций. Требования возродить семью как субъект накопления собственности, социализации детей все чаще просматриваются в мерах, разрабатываемых исполнительной властью. В настоящее время реализуется несколько федеральных целевых программ в сфере социальной защиты семьи и охраны материнства и детства: «Дети России», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Безопасное материнство», «Развитие индустрии детского питания» и др.

Ежегодно растут расходы государства на выплату семейных и материнских пособий. Структура семейных пособий включает в себя:

  1. пособия по беременности и родам;
  2. пособия при рождении ребенка;
  3. пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  4. пособия по уходу за детьми-инвалидами;
  5. ежемесячное пособие на ребенка.

Удельный вес семейных и материнских пособий в общем объеме денежных доходов населения составляет все еще незначительную величину 0,6%, а в ВВП — лишь 0,4%, что существенно меньше по сравнению с развитыми странами.

Исследованиями установлено, что в условиях переходного периода за чертой бедности оказались не только традиционно малообеспеченные семьи — многодетные, неполные семьи инвалидов, но и обыкновенные, нормально сформированные семьи. Степень вариации долей семей с доходами ниже черты бедности по отдельным регионам колеблется от 20 до 40%. Одним из факторов бедности является высокая иждивенческая нагрузка на трудоспособных людей, которая предопределяет низкий уровень доходов на одного человека в семье (душевого дохода).

Традиционным объектом государственной социальной поддержки являлись многодетные и неполные семьи. В настоящее время среди малообеспеченных высока доля семей благополучных, состоящих из супружеских пар с детьми, где бедность обусловлена низкими заработками или безработицей одного из родителей. Появление именно таких категорий семей среди малообеспеченных требует переориентации внимания государственных служб социальной защиты прежде всего на создание оптимальных условий для самообеспечения семей, самозанятости, стимулирование развития семейного предпринимательства. Поэтому семейная политика включает как социальную защиту семей, так и создание условий, в которых члены семьи могли бы эффективнее, чем ранее, извлекать доходы из своей экономической деятельности и использовать их для поддержания приемлемого для себя образа жизни.

Социальная защита семей представляет собой лишь одно, хотя и, безусловно, важное для настоящего времени направление из общей системы мер по укреплению института семьи. Современная государственная социальная политика в интересах детей получила свое развитие начиная с Указа Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)». В 1998 г. был принят Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в который включены многие положения и требования Конвенции о правах ребенка. Однако, несмотря на обилие декларативных положений и принятых и действующих федеральных целевых программ, в реальной жизни делается еще недостаточно для охраны детства. Остаются крайне острыми проблемы организации социальной защиты, образования в сельской местности; вне поля зрения находятся вопросы, связанные с положением детей в городах: распространение теневых и криминальных форм детской занятости, включая проституцию и попрошайничество, рост детского алкоголизма, токсикомании, наркомании, распространение ВИЧ-инфекции среди детей и подростков.

Очевидно, что любые изменения и проблемы семьи немедленно влияют на ребенка. В этой сложной и многоаспектной проблеме особое место занимает вопрос о роли государства. С одной стороны, оно должно иметь законную власть для вмешательства в отношения родителей и детей, так как отмечается в последние годы рост числа фактов насилия над ребенком в семье. С другой стороны, существует опасность злоупотребления государством властью, чрезмерного вмешательства в частную жизнь семьи.

Поэтому в выборе методов помощи семье и охраны детства важно найти «золотую середину» и избежать перегибов. В настоящее время в ходе реформирования семейной политики приоритетным направлением признано обеспечение социальных гарантий и улучшение благосостояния семей с детьми, поскольку именно семья представляет наиболее комфортные условия для рождения, воспитания детей.

Особое место в государственной политике по поддержке семьи и охране детства занимает проблема детской инвалидности и плохого здоровья детей. В тридцати регионах России показатель детской инвалидности превышает среднереспубликанский, и этот показатель растет. Основными причинами инвалидности и ухудшающегося здоровья следует считать: ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, высокий уровень заболевания беременных, низкий уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений, не позволяющий своевременно выявлять наследственные заболевания, рост детского травматизма. Главными причинами инвалидности у детей и подростков являются нервно-психические заболевания. До 80% случаев детской инвалидности связаны с патологией течения беременности и родов.

Остается низким и уровень пособий на детей, которые существенно ниже прожиточного минимума ребенка.

Таким образом, несмотря на принимаемые государством меры по социальной защите семьи и охране детства, нужно признать, что как размеры оказываемой финансовой помощи, так и комплекс мер организационно-технического характера остаются в настоящее время неудовлетворительными.

Для улучшения социально-экономического положения семьи и детей необходимо не только расширить финансовую базу для повышения материального положения граждан, подключая средства регионов, муниципалитетов, предприятий и организаций, но и подготовить и включить комплексную программу по поддержке семьи и охране детства в Среднесрочную программу социально-экономического развития РФ с поэтапным ее выполнением, с указанием ответственных за это государственных и общественных институтов. Причем выполнение такой программы должно быть взято под контроль не только государственными органами власти, но и общественными организациями.

Социально-экономические проблемы безработицы. Как социально-экономическое явление безработица для России — относительно новая проблема, и выработка форм социальной защиты против нее весьма актуальна. Как экономическое явление безработица — это «незанятость в производстве трудоспособного населения, желающего иметь работу».

Более развернутое и полное определение безработицы дает Толковый экономический и финансовый словарь: «не зависящее от воли работника приостановление трудовой деятельности на длительный срок по причине невозможности трудоустройства, как правило, вследствие расторжения трудового соглашения между лицом наемного труда и нанимателем».

По отношению к отдельно взятому человеку безработица выражается в том, что человек вопреки своему желанию не может найти себе работу, которая обеспечивает ему необходимый для его существования доход.

Согласно стандартам Международной организации труда (МОТ) к безработным относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые отвечали бы следующим категориям:

  • не имели работы (доходного занятия);
  • занимались бы поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к работодателю и т.д., или предпринимали шаги к организации собственного дела;
  • были бы готовы приступить к работе.

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимаются поиском работы и готовы приступить к ней.

К безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. Эта информация предоставляется Минтруда России.

На уровень безработицы влияет несколько факторов: это прежде всего научно-технический прогресс, инвестиционная политика государства, политика занятости, во многом определяемая демографической ситуацией в стране, а также некоторые другие. Общепризнанно, что безработица — постоянный «продукт» развития производства, характерный для рыночной экономики. В ее условиях безработица выступает как некий результат взаимодействия меду спросом на рабочую силу и ее предложением.

В рыночной экономике безработица резко возрастает в период кризисов.

Учетом безработных в России занимаются органы государственной статистики и Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Федеральная служба государственной статистики (Росстат) определяет численность безработных на основе данных выборочных обследований по проблемам занятости, которые проводятся ежегодно на конец октября, а начиная с 1999 г. — на конец ноября. По сравнению с 1998 г. к 2007 г. уровень безработицы в России снизился с 13,2 до 6,9%. В настоящее время уровень безработных среди мужчин несколько выше по сравнению с этим же показателем среди женщин.

Социальные последствия безработицы заключаются в потере главной составляющей привычного для граждан России образа жизни — уверенности во всеобщей занятости населения и обязательном трудоустройстве.

Снижая доходы семей, безработица усиливает дифференциацию населения по уровню жизни, что противоречит понятию привычного уравнительного распределения, укоренившегося в сознании советских людей. Требуется время, чтобы население осознало, что такой характер распределения сдерживает рост эффективности общественного производства, пагубен для развития государственности, да и для развития человеческого потенциала.

Безработица также имеет крайне неблагоприятные социальные последствия — она ведет к алкоголизму, пьянству, наркомании, совершению противоправных поступков. Сейчас в России в криминализации общества винят и безработных, статистика подтверждает рост численности осужденных трудоспособного возраста, не принимавших участия в общественном производстве. Высокий уровень безработицы среди молодежи отрицательно влияет на уровень рождаемости, количество браков и разводов.

Социальный стресс, испытываемый безработными, ухудшает здоровье человека, все больше людей подвержено психическим расстройствам.

К негативным последствиям безработицы нужно отнести и гражданское беспокойство в обществе, вызванное превышением ее допустимого уровня.

Критической величиной безработицы принято считать 10—12%. По данным Росстата, уровень безработицы в России к середине 2007 г. составил 6,9% от числа экономически активного населения, или 5,1 млн человек, однако с проведением структурной перестройки в отраслях экономики уровень безработицы может увеличиваться. В этих условиях значительное внимание должно быть уделено мерам по социальной защите безработных, усилению влияния служб занятости, направленных на повышение квалификации высвобождаемых из отраслей работников, ускоренную переподготовку кадров в соответствии с новыми требованиями, исходящими от использования новейших технологий, и прежде всего информационных.

Таким образом, важнейшая задача для государства — не допустить массовой безработицы. Для этого необходимо организовать такую подготовку человека к труду, когда он, несмотря на изменения в технической базе производства, условиях труда, достаточно быстро сможет пройти переподготовку, овладеть новыми знаниями, навыками и умениями. Судя по некоторым статистическим данным, в борьбе с безработицей наметились положительные тенденции. Так, если в 1999 г. среднее время поиска работы безработными составляло 9,7 месяца, а лица, более года ищущие работу, составляли 47,2% от общего числа безработных, то в 2001 г. эти данные заметно изменились и составили соответственно 8,2 месяца и 36,9%. Среди безработных, поданным выборочного обследования населения по проблемам занятости, проведенного в конце ноября 2001 г., имели опыт работы 80,1%, соответственно не имеющих опыта работы — 19,9%. Наибольший удельный вес в общем числе безработных (по последнему месту работы) составляли рабочие — 47,2%, работники сферы обслуживания — 11,8%.

Удельный вес среди безработных, не имеющих профессии, специальности, довольно высок — 12,2%, что свидетельствует о недостаточных масштабах подготовки кадров службами занятости, особенно если учесть, что заводские службы по повышению квалификации и переподготовке кадров сегодня практически бездействуют.

Задачи, стоящие перед службами занятости в нашей стране, значительны. Это связано с тем, что гарантами занятости выступают не только государство, местные органы власти и общественные организации, но и частный сектор экономики, а также сам человек. В условиях рыночной экономики трудоустройство становится его личным делом, государство лишь оказывает ему помощь в решении таких вопросов. Потенциальные работники должны быть не только профессионально обучены, но и знать, как вести себя на рынке труда, быть образованными в правовом отношении, ориентироваться на рынке труда. Именно такое обучение населения становится главной задачей служб занятости.

Для поддержания безработных им может быть выплачено пособие по безработице примерно на прожиточном уровне, однако его выплата строго ограничена по времени, что также заставляет трудоспособного гражданина ускорить поиск работы и трудоустроиться. Важнейшим же направлением по обеспечению занятости населения, и здесь государству принадлежит первостепенная роль, является стимулирование развития экономики, повышение темпов ее роста, улучшение инвестиционного климата в стране и создание новых рабочих мест на предприятиях всех форм собственности.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что число занятых в среднем и малом бизнесе позволяет иметь устойчивое экономическое развитие, формирует средний класс, обеспечивает стабильность и гарантии занятости для большинства граждан. В Среднесрочной программе экономического развития Российской Федерации предусматривается приоритетное развитие этих форм бизнеса, равно как и индивидуальной трудовой деятельности, и на этой основе достижения высокой занятости населения. Пока же эти виды деятельности привлекают не более 2% от общей численности безработных. В определенной мере такая ситуация определяется двумя обстоятельствами: криминализацией бизнеса, с одной стороны, и коррупцией чиновничества — с другой. Устранение этих двух основных причин — государственное дело.



Васильева Е.В. Экономическая теория | Душенькина Е.А. Экономическая теория