Миляков Н.В. Финансы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Платежный балансРоссийская Федерация является активным участником мировых интеграционных процессов. Вовлечение страны в мирохозяйственные отношения сопровождается встречными натурально-вещественными и денежными потоками. РФ становится в одних случаях кредитором, в других – должником. Для оценки сбалансированности отмеченных потоков мировой финансовой практикой и теорией выработаны соответствующие инструменты. Международные расчеты отражаются в виде балансов, фиксирующих процесс изменения соотношения финансовых требований и обязательств, денежных поступлений одной страны по отношению к другим странам. К таким балансам относятся:
Расчетный баланс – это соотношение денежных требований и обязательств данной страны, возникших в результате ее торговых и иных связей с другими странами, за определенный период (например, за год) и на определенную дату (например, на начало года). Расчетный баланс охватывает требования и обязательства в денежном выражении независимо от того, когда наступают платежи по ним, в отличие от платежного баланса, который включает только произведенные в течение определенного периода платежи. Расчетный баланс включает в качестве отдельных элементов:
Эти статьи включаются и в текущие статьи платежного баланса с той разницей, что в расчетный баланс входят полностью стоимость экспорта и импорта товаров, стоимость услуг, вне зависимости от того, предоставлены они в кредит или по ним произведены платежи. Торговый баланс – это соотношение между суммой цен товаров, вывезенных какой-либо страной или группой стран, и суммой цен товаров, ввезенных ими за определенный период (например, за год, квартал, месяц). Если стоимость вывоза данной страны превышает стоимость ввоза, то торговый баланс является активным, если же стоимость ввоза превышает стоимость вывоза – пассивным; в случае совпадения стоимости вывоза и ввоза образуется нетто-баланс. Страна, имеющая пассивный торговый баланс, должна покрывать дефицит путем расходования различных поступлений платежного баланса, в частности доходов от перевозок на своих средствах транспорта или через свою территорию иностранных товаров, процентов и дивидендов от капиталовложений за границей, притока иностранных капиталов, иностранных кредитов, использования резерва иностранных валют и вывоза золота. Состояние торгового баланса в значительной степени характеризует экономическое положение данной страны, являясь одним из важных показателей степени зависимости ее экономики от внешних рынков, от состояния конъюнктуры, международной конкуренции, а также политической зависимости от других государств. Для правильной оценки состояния торгового баланса данной страны и его сальдо необходимо учитывать способы оценки экспортных и импортных товаров, различия в условиях сбыта и поступления их в страну. В торговом балансе подавляющего большинства стран стоимость экспорта учитывается на базе цен франко-государственная граница или ФОБ порт отгрузки, т.е. без учета транспортных расходов за границей и страхования товаров в пути, а стоимость импорта – на базе цен СИФ, т.е. с включением в цену товара расходов по доставке его в страну (фрахт) и по страхованию. Платежи и поступления по внешней торговле и их сальдо включаются в качестве одной из статей в платежный баланс. Как правило, в публикуемых платежных балансах стоимость импорта определяется на базе цен ФОБ. Торговый баланс дает соотношение стоимости экспортных и импортных товаров, перешедших через границу страны за отчетный период. Если товар продан в кредит, сроки платежа не совпадают с переходом его через границу. В этом случае полученные или предоставленные кредиты увеличивают активы или пассивы данной страны по ее расчетному балансу, в который включается все сальдо торгового баланса. В 2002 г., по данным Государственного таможенного комитета РФ, товарная структура торгового баланса выглядела следующим образом.
Активное сальдо расчетного баланса, т.е. превышение суммы возникших за год требований над суммой обязательств, показывает, на какую сумму данной страной предоставлен кредит и произведены инвестиции за границей (чистое сальдо) или погашены обязательства по отношению к загранице, а пассивное сальдо – какую сумму кредитов и иностранных инвестиций получила данная страна (чистое сальдо) или какая сумма погашена ее должниками. Таким образом, сальдо расчетного баланса показывает, была ли данная страна за определенный период кредитором или должником и на какую сумму. В то время как расчетный баланс за определенный период отражает лишь изменения в состоянии задолженности и требований данной страны за данный период, расчетный баланс на определенную дату показывает соотношение всех обязательств и требований данной страны вне зависимости от того, когда они возникли. Акции, облигации, векселя, текущие счета и вклады в иностранных банках, недвижимость, все инвестиции, все требования, которые данная страна имеет за границей, составляют актив баланса на определенную дату, а все ее обязательства, все инвестиции иностранцев в данной стране – пассив баланса. Страна за определенный период может иметь пассивное сальдо, а на данную дату – активное сальдо. Центральный банк РФ регулярно составляет и публикует платежный баланс страны. Платежный баланс – это статистическая система, в которой отражаются все экономические операции между резидентами данной страны и резидентами других стран, которые произошли в течение определенного периода. Строится платежный баланс, как и всякий другой баланс, на основе следующего принципа бухгалтерского учета: каждая операция отражается дважды – по кредиту одной статьи и дебету другой. Этот принцип имеет следующую экономическую интерпретацию: большинство экономических операций заключается в эквивалентном обмене экономическими ценностями. Правила отражения операций в платежном балансе по дебету и кредиту становятся очевидны из нижеследующей таблицы:
В том случае, если происходит безвозмездное предоставление экономических ценностей (товаров, услуг или финансовых активов), чтобы отразить эту операцию в счетах дважды, в платежном балансе вводится особая статья, которая называется «Трансферты». Следовательно, сумма всех кредитовых проводок должна совпадать с суммой дебетовых, а общее сальдо должно всегда равняться нулю. Однако на практике баланс никогда не достигается, поскольку данные, характеризующие разные стороны одних и тех же операций, берутся из разных источников. Например, данные об экспорте товаров содержатся в таможенной статистике, в то время как данные о поступлениях иностранной валюты на счета предприятий за поставки по экспорту обычно берутся из банковской статистики. Расхождение между суммами кредитовых и дебетовых проводок называется «чистыми ошибками и пропусками». Даже если этот показатель составляет относительно небольшую величину, это не означает, что сумма абсолютных величин ошибок и пропусков мала, так как противоположные по знаку ошибки и пропуски могут погашать друг друга. Итак, в реальной действительности баланс практически не достигается по следующим причинам:
Для использования платежного баланса в экономическом анализе его данные определенным образом группируются. Как и в других статистических системах, в платежном балансе в первую очередь проводится различие между текущими операциями, которые отражаются в «Счете текущих операций», и капитальными, которые отражаются в «Счете операций с капиталом и финансовыми инструментами». Текущими операциями являются операции с товарами, услугами и доходами (текущие трансферты рассматриваются как перераспределение доходов). Капитальные операции связаны с инвестиционной деятельностью и представляют собой операции с активами и обязательствами. Сальдо по счету текущих операций должно быть равно по абсолютной величине и противоположно по знаку сальдо по счету операций с капиталом и финансовыми инструментами. В качестве примера приведем основные статьи платежного баланса РФ. Представленная структура в целом соответствует стандартной классификации статей платежного баланса, рекомендованной МВФ:
* Экспорт и импорт товаров в платежном балансе оцениваются по ценам ФОБ. Цены ФОБ включают: стоимость товаров в ценах производителя; стоимость связанных с ними услуг (доставка, страхование, хранение) на момент пересечения границы экспортера; расходы на погрузку для дальнейшей транспортировки. Другими словами, цена ФОБ – такая цена, которую должен уплатить импортер за товар, если он осуществляет его доставку после того, как товар погружен на транспортное средство на границе страны экспортера, и после уплаты всех экспортных пошлин или получения налоговых скидок. Если на практике транспортировку или страхование товара после того, как он пересек границу страны экспортера, осуществляет экспортер, то считается, что он действует как агент импортера, т.е. оплачивает транспортировку и другие действия от имени импортера. Все такие платежи отражаются в платежном балансе по статье «Услуги». Наоборот, если транспортировку или иную услугу до границы страны экспортера осуществляет импортер или другой нерезидент, то считается, что он действует как агент экспортера, а стоимость услуг включается в цену товара. Цены СИФ – это международная система цен, когда сумма уплачивается за товар импортером перед уплатой импортных пошлин и других налогов, если бы он осуществлял доставку товара от границы своей страны. Таким образом, разница между ценой СИФ и ценой ФОБ составляет стоимость услуг страхования транспортировки товара и, возможно, некоторых других связанных с ним услуг после того, как товар пересек границу страны экспортера, но до границы страны импортера. Как правило, в таможенной статистике экспорт товаров оценивается по ценам ФОБ, а импорт товаров – по ценам СИФ. Таким образом, возникает необходимость корректировки данных таможенной статистики при их использовании для составления платежного баланса. Платежный баланс имеет аналитическое и нейтральное представление. В аналитическом представлении статьи баланса группируются таким образом, чтобы выявить операции, которые имели наибольшее значение именно для платежного баланса РФ и которые не могут быть четко выделены в нейтральном представлении, составляющемся в рамках международных стандартов без учета специфики нашей страны. Так, финансовый счет платежного баланса в аналитическом представлении позволяет проследить, во-первых, общий объем привлеченных от нерезидентов финансовых ресурсов, который интерпретируется как чистый приток иностранных инвестиций в РФ, а во-вторых – чистый прирост всех иностранных активов резидентов РФ или чистый отток капитала за границу. В аналитическом представлении активы и обязательства прежде всего классифицируются не по функциональному признаку (как в нейтральном представлении), а по секторам российской экономики. Это позволяет проследить влияние различных секторов экономики на платежный баланс. Информационная база при составлении платежного баланса самая разнообразная. ЦБ РФ использует как собственные данные, так и базируется на документах Федеральной службы государственной статистики, Минфина РФ, Федеральной таможенной службы, Федеральной миграционной службы, АК «Транснефть» и ОАО «Газпром» по экспорту услуг трубопроводного транспорта, РАО «ЕЭС России» – за поставленную электроэнергию, Министерство промышленности и энергетики РФ – за поставленные топливно-энергетические ресурсы, Внешэкономбанка, Дирекции международных почтовых расчетов и «Ростелекома», международных финансовых организаций, МВФ, МБРР и др. Поскольку на основе официальных форм отчетности невозможно в полном объеме представить потоки средств, Центральным банком РФ выработаны методические принципы оценки:
Так, из-за отсутствия прямых данных об объемах товарной массы, ввозимой физическими лицами, а также принимая во внимание факты занижения юридическими лицами – участниками внешнеэкономической деятельности стоимости ввозимой продукции, возникает проблема учета размеров нерегистрируемого импорта, поступившего на территорию страны в отчетном периоде. В этих целях ЦБ РФ производит оценку таких операций. Первоначальным критерием определения общей динамики размеров нерегистрируемого импорта является сопоставление темпов роста отечественного производства потребительских товаров, официального импорта и запасов в торгующих организациях. Затем сравниваются абсолютные размеры розничного товарооборота на внутреннем рынке и объемы поступления товарных ресурсов по учтенным каналам на основе соответствующих данных Федеральной службы государственной статистики. Величина небаланса представляет собой незарегистрированный объем отечественного производства и скрытый импорт товаров, реализуемых как торговыми предприятиями, так и на рынках. По данным Федеральной службы государственной статистики, определяется круг экономических агентов, реализующих не зарегистрированные Федеральной таможенной службой импортные товары на внутреннем рынке, и размеры этой реализации, отраженные официальной статистикой. При этом учитывается, что на внутреннем рынке реализуется как импорт конечных товаров, так и конечная продукция отечественного производства, созданная, как правило, из импортных материалов и комплектующих изделий. Исходя из структуры цен конечного потребления импортной продукции (по данным МОБ), опросов физических лиц – «челноков» и публикаций в СМИ определяются коэффициенты перехода от розничных цен к ценам импорта (ФОБ). По этим коэффициентам товарная масса нерегистрируемых импортных товаров, реализованных на внутреннем рынке, приводится к виду показателей, применяемых в платежном балансе. Кроме того, показатель объема нерегистрируемого импорта включает стоимость легковых автомобилей, ввезенных физическими лицами и предназначенных для продажи. Суммарная стоимость всех ввезенных физическими лицами автомобилей определяется Федеральной таможенной службой. Стоимость автомобилей, предназначенных для личного использования самих импортеров, включается ЦБ РФ в статью «Поездки». Экспорт / импорт услуг исчисляется как произведение расходов, приходящихся на одного въезжающего / выезжающего, на их количество. При этом расчеты производятся по категориям поездок (численность въезжающих / выезжающих в разбивке по целям поездок определяется по отчетным данным Федеральной пограничной службы). Выделяются следующие цели поездок: служебные, туризм, частные, транзит, поездки обслуживающего персонала. Удельные расходы на поездки рассчитываются исходя из средней стоимости туристических путевок по странам; норм возмещения расходов работникам, находящимся в краткосрочных командировках за границей, установленных Минфином РФ; стоимости проживания нерезидентов в местах размещения в нашей стране и экспертно определенных затрат на личные цели во время поездок. Экспертные оценки проводятся с привлечением данных официальной статистики, публикаций отечественной и зарубежной прессы. В импорт услуг по этой статье включается приобретение резидентами за рубежом автомобилей для личного пользования. Суммарную стоимость ввезенных физическими лицами автомобилей определяет Федеральная таможенная служба, а распределение этой величины на импорт товаров и услуг производит ЦБ РФ. Размер оплаты труда резидентов, работающих за рубежом, и нерезидентов – в РФ оценивается по данным отчетности Федеральной миграционной службы о количестве резидентов, временно занятых за рубежом, и численности нерезидентов, официально работающих в РФ, с привлечением экспертных оценок ФМС РФ о количестве нерезидентов, занятых в неформальной экономике. Причем информация о занятости нерезидентов представлена по отраслям, а численность трудоустроенных резидентов – по странам пребывания. Общий размер оплаты труда нерезидентов рассчитывается как сумма отраслевых показателей. В свою очередь, оплата труда в каждой из отраслей представляет собой произведение среднеотраслевой оплаты труда за период, выраженной в долларах, на среднесписочную численность работавших нерезидентов. Среднедушевая оплата труда резидентов за рубежом принимается равной 85% от среднего уровня оплаты в отраслях реального сектора по группам стран, где преимущественно работают выходцы из РФ. Оценка показателей, характеризующих миграцию населения, основывается на следующих принципах. Согласно методологии платежного баланса в счет операций с капиталом включаются показатели «трансферты, связанные с миграцией населения». Данная статья представляет собой компенсирующую запись суммы статей: экспорт / импорт товаров мигрантами, включаемые в торговый баланс; вывоз / ввоз наличной СКВ мигрантами, ввоз наличных рублевых средств и безналичные перечисления СКВ мигрантами, отраженные в счете операций с финансовыми инструментами. Каждая из перечисленных статей рассчитывается как произведение стоимостного норматива, приходящегося на одного мигранта, на количество мигрантов. Стоимостный норматив для эмигрантов за отчетный квартал определяется на основе норматива за предшествующий квартал, показателей инфляции, динамики обменного курса рубля и средних цен на жилье на вторичном рынке (по данным Федеральной службы государственной статистики). Для иммигрантов из стран СНГ, а это подавляющее большинство въезжающих в РФ на постоянное место жительства, используются нормативы предыдущего квартала, скорректированные на средневзвешенное изменение цен в странах СНГ и обменных курсов национальных валют за доллар США. Кроме того, принимаются во внимание экспертные оценки специалистов из стран СНГ – составителей платежных балансов по этим странам. Для составления платежного баланса страны особое значение имеет оценка баланса движения наличной иностранной валюты и баланса наличной национальной валюты. Изменение объема наличной СКВ в РФ определяется как разность между объемами ввезенной в РФ и вывезенной за рубеж СКВ за отчетный период. Для расчета этого показателя определяется круг экономических агентов, вовлеченных во внешнеэкономическую деятельность, связанную с операциями в наличной СКВ, и рассчитываются нормативы ввоза / вывоза валюты каждым из них. Ввоз / вывоз СКВ осуществляется:
Для каждой из этих категорий экспертным путем определяется доля их расчетов в наличной форме в общем объеме соответствующих затрат. Все расчеты ведутся отдельно по операциям с дальним зарубежьем и странами СНГ. Полученные результаты увязываются с другими показателями платежного баланса, их динамикой за предыдущие периоды. Операции по вывозу / ввозу национальной валюты осуществляются физическими лицами в страны / из стран СНГ. К ним относятся мигранты, путешественники, лица, занятые в сфере неорганизованного ввоза / вывоза товаров. Оценка размера их операций с наличными рублями производится аналогично расчетам движения наличной СКВ. Важным этапом построения платежного баланса страны является детальная разработка международной инвестиционной позиции кредитных организаций РФ без Внешэкономбанка как агента государства по обслуживанию внешнего долга. Международной инвестиционной позицией называют статистическую разработку, в которой отражаются все финансовые активы (или требования), и обязательства резидентов по отношению к нерезидентам, включая монетарное золото и специальные права заимствования (СПЗ). Названия статей международной инвестиционной позиции практически полностью совпадают с названиями статей финансового счета платежного баланса. Прочие изменения в объеме активов и обязательств делятся на изменения, связанные с изменениями цен и валютных курсов, а также прочие изменения, связанные с изменениями в классификации, списаниями, монетизацией/демонетизацией золота и т.д. Каждая статья международной инвестиционной позиции имеет следующий вид:
В начале параграфа отмечалось, что международные расчеты отражаются в виде балансов: расчетного, платежного и баланса международной задолженности. Внешний долг. В течение 2002 г. внешний долг резидентов в долларовой оценке увеличился со 150,8 до 153,5 млрд долл., что главным образом было связано с существенным укреплением основных мировых валют к доллару и вытекающими отсюда большими положительными курсовыми переоценками (только по официальной задолженности – порядка 6,5 млрд долл.). Основную часть внешнего долга РФ составляют обязательства сектора государственного управления (104,7 млрд долл., или 68% всей задолженности), в том числе задолженность Правительства РФ – 103,6 млрд долл., субъектов РФ – 1 млрд долл. В структуре иностранных обязательств федеральных органов управления наибольшая часть приходилась на задолженность, принятую на себя РФ в качестве правопреемницы бывшего СССР и составившую на 1 января 2003 г. 55,3 млрд долл., или 53%. Эта задолженность включает долг Парижскому клубу кредиторов (39,2 млрд долл., или 71% долга бывшего СССР), бывшим социалистическим странам (4,1 млрд долл., или 8%), обязательства по ОВГВЗ в части III, IV и V траншей (1,7 млрд долл., или 3%), а также прочие иностранные пассивы (10,2 млрд долл., или 18%), состоящие, в частности, из долга перед странами – не членами Парижского клуба, МИБ, МБЭС и коммерческой задолженности. Новый российский долг оценивался в 48,4 млрд долл. По-прежнему наибольшую долю в нем занимают ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте (26,2 млрд долл., или 54% нового российского долга), и кредиты международных финансовых организаций (13,3 млрд долл., или 27%). Задолженность по межправительственным кредитам равнялась 5,7 млрд долл. (12%), по рублевым обязательствам перед нерезидентами в форме ГКООФЗ – 0,5 млрд долл. (1%). Внешний долг субъектов РФ остался на уровне 1 млрд долл. Иностранная задолженность банковской системы выросла на 12% и достигла 15,2 млрд долл. Наиболее весомый прирост долговых обязательств перед нерезидентами зафиксирован по сектору нефинансовых предприятий. Увеличение составило 9,6 млрд долл. В структуре внешнего долга РФ по срокам погашения доля долгосрочных обязательств увеличилась в течение года на два процентных пункта (до 82%), их объем на 1 января 2003 г. равнялся 125,2 млрд долл. Краткосрочная задолженность страны уменьшилась с 30,7 до 28,2 млрд долл. Улучшение структуры долга отмечено во всех секторах экономики. Краткосрочные обязательства органов государственного управления сократились как по абсолютному значению (на 2,3 млрд долл.), так и в относительном измерении (их доля в общем объеме государственного долга уменьшилась с 15 до 14%). По банковскому сектору удельный вес краткосрочных обязательств уменьшился с 82 до 71%, по сектору нефинансовых предприятий – с 9 до 7%. Задолженность РФ перед нерезидентами в иностранной валюте увеличилась по итогам 2002 г. на 3 млрд долл. и достигла 150,6 млрд долл. При этом по сектору органов государственного управления объем долга уменьшился на 8,5 млрд долл., по остальным секторам, напротив, вырос (суммарно – на 11,3 млрд долл.). Внешний долг резидентов в национальной валюте сократился на 0,4 млрд долл. По состоянию на 1 января 2003 г. соотношение внешнего долга экономики и ВВП вышло на уровень 44% (49% – на начало 2002 г.), в том числе сектора государственного управления – 30% (37%). МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ Международные расчеты Международные кредиты Валютное регулирование и валютный контроль Платежный баланс ФИНАНСЫ И ИХ СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ФОНДЫ ИМУЩЕСТВЕННОГО И ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ ФИНАНСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ Грязнова А.Г. Финансы | Ермасова Н.Б. Финансы | Киселев М.В. Финансы | Миляков Н.В. Финансы | Мягкова Е.Л. Финансы и кредит | Варламова М.А. Финансы, денежное обращение и кредит | Мягкова Т.Л. Финансы, денежное обращение и кредит | Трошин А.Н. Финансы и кредит |