Загородников С.В. Финансовый менеджмент

Управление дебиторской задолженностью (кредитная политика)

Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Управление дебиторской задолженностью реализуется в ходе формирования кредитной политики предприятия. Рассмотрим этапы формирования кредитной политики по отношению к дебиторам.

1. Определение принципов кредитной политики по отношению к дебиторам. В процессе определения принципов кредитной политики по отношению к дебиторам решается основной вопрос: какой тип кредитной политики следует избрать предприятию:

1) безрисковый тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска: существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизацию сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости;

2) умеренный тип кредитной политики предприятия ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа;

3) рисковый тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит. Механизмами реализации политики такого типа являются распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера.

2. Формирование системы кредитных условий. В состав этих условий входят следующие элементы: срок предоставления кредита; размер предоставляемого кредита; стоимость предоставления кредита; система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

3. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность.

4. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности. В этой процедуре должны быть предусмотрены сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия продления сроков возврата долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

5. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.

Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяет использовать в практике финансового менеджмента новые формы управления дебиторской задолженностью – ее рефинансирование, например ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия, такие как денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.



Дараева Ю.А. Управление финансами | Ермасова Н.Б. Финансовый менеджмент | Загородников С.В. Финансовый менеджмент | Кушнир И.В. Финансовый менеджмент | Лукьянчук У.Р. Финансовый менеджмент | Смирнов П.Ю. Финансовый менеджмент | Шепелева А.Ю. Финансовый менеджмент