Экономическая теория (Лобачева Е.Н.) |
Экономическая мысль Древнего ВостокаИстория развития экономической мысли берет начало с тех времен, когда люди впервые задумались над целями своей хозяйственной деятельности, способами и средствами добывания благ, их распределением и обменом между собой. Письменные памятники первых цивилизаций дают нам возможность достоверно узнать об экономических воззрениях наших предков. Для большинства памятников Древнего Востока характерна простая фиксация событий хозяйственной жизни. Это переписи населения, земельные кадастры, документы хозяйственной отчетности, юридические акты, оформлявшие имущественные отношения (покупку скота, наем работников и т.д.). Характерной чертой древневосточной литературы являлся ее государственно-нормативный характер. Чаще всего повествование велось от имени царей, фараонов, крупных чиновников. Поэтому действительность в письменных источниках изображалась с позиций этих высокопоставленных особ и отражала проблемы, связанные с организацией государственного хозяйства и управлением им. Таковы «Гуань-цзы» — сводный памятник древнекитайской научной мысли, объединивший 564 трактата, созданных в VII—IV вв. до н.э., «Артхашастра» — древнеиндийский трактат о науке и государстве (конец IV в. до н.э. — I в. н.э.), «Свод законов вавилонского царя Хаммурапи» (около 1760 г. до н.э.). Трактат «Гуань-цзы» занимает особое место в истории общественной мысли Китая. В начале IV в. до н.э. ученые китайской академии написали более 500 сочинений, которые были объединены общим названием «Гуань-цзы». В дошедших до нас сочинениях рассматривалась проблема защиты хозяйства от рыночной стихии. Перед государством ставились задачи регулирования цен по всей стране, соблюдения принципа «уравновешивания хозяйства». Правитель должен был управлять средствами потребления своих подданных, держа у себя то, что у народа было в избытке, и пуская в обращение то, в чем люди испытывали недостаток. Авторы трактата открыли противоположное движение цены товаров и денег и предлагали для стабилизации хозяйства применять нормируемую эмиссию денежных знаков. Знаменитый трактат «Артхашастра» является основным источником для изучения хозяйства, социальной жизни и экономической мысли Древней Индии. Трактат состоит из 15 книг, в которых даются предписания относительно образа жизни царя, руководителей государственных ведомств, рассматриваются методы ведения внешней политики, организации армии, деятельности судов и т.п. Как следует из названия, трактат посвящен артхе — материальной выгоде, которую должна принести государству царская власть. Для царя артхой является приобретение земель, населенных людьми. Захват территорий приводит к пополнению казны. Казна позволяет содержать значительное войско, опираясь на которое царь продолжает завоевательную политику, пока не станет «владыкой мира». Предписания трактата содержат конкретные рекомендации для пополнения царской казны. Среди них: введение многочисленных налогов, в том числе за торговлю алкогольными напитками, казнь преступников с конфискацией имущества, сбор денег с доверчивых паломников за демонстрацию чудес в храмах. Предметом особой заботы государства была борьба с казнокрадством. В трактате с сожалением говорится, что легче угадать полет птиц, чем уловки хитроумных чиновников. Поэтому рекомендовалось чаще менять чиновников, чтобы они не освоили способов злоупотребления своим положением. Памятником социально-экономических отношений Вавилонии являются законы царя Хаммурапи, в которых давались конкретные рекомендации по укреплению экономической власти государства. В числе важнейших из них — защита собственности граждан Вавилона, в первую очередь государственных служащих и воинов. Ряд законов направлен против произвола ростовщиков: четко определялась ставка процента в денежной и натуральной формах, в случае неурожая давалось разрешение на продление срока погашения долга, срок долгового рабства был ограничен тремя годами, за плохое обращение с должниками было предусмотрено наказание ростовщиков. Законы Хаммурапи были составлены с учетом трех категорий населения: полноправных свободных граждан, неполноправных свободных и рабов. За один и тот же проступок для этих категорий были установлены разные меры наказания: наименьшие — для свободных, наибольшие — для рабов. Большое внимание в законах уделялось регулированию отношений найма. В то же время авторы не проводили различий между наймом людей и наймом имущества. В центре внимания древнеегипетской литературы находились вопросы управления. Среди них особое место занимали «Поучения» — сочинения, в которых отражались вопросы государственного управления на разных его уровнях. В «Поучениях гераклеопольского царя своему сыну Мери-кара» особое внимание уделялось укреплению чиновничьего аппарата. В «Поучениях Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи» прославлялась карьера писца. В многочисленных школьных поучениях также говорилось о привилегиях писца и давались рекомендации, как следует разговаривать с начальством, с подчиненными, как вести себя на службе и в домашней обстановке. Из литературных источников мы узнаем о высочайшей централизации управления в Древнем Египте, где главным было не столько разделение на гражданские и военные чины, сколько приближение к центральной власти. В произведениях Древнего Востока проблемы экономики в целом не стали предметом научного анализа. Они, как правило, облекались в религиозную форму и были подчинены решению социальных и политических задач. В то же время в них нашли отражение практические познания в области ведения хозяйства, были даны общие рекомендации по управлению государством, контролю за экономической деятельностью граждан. Васильева Е.В. Экономическая теория | Душенькина Е.А. Экономическая теория |