Основные моменты кадрового кризиса
Большинство кризисов начинается из-за просчетов в оценке ситуации, невнимательности или небрежности в действиях работника, а также менеджера или руководителя. Особо выделяют роль скрытой мотивации определенных действий, в первую очередь – лиц, принимающих решения на среднем и высшем уровне управления организацией. Человеческие ошибки неизбежны и возникают в любой среде; рациональность же поведения людей ограничена – они предпочитают держаться сформированного мнения об опасности, даже если имеющаяся информация ему противоречит. Само взаимодействие людей порождает новые типы ошибок и непонимание, которые могут привести к возникновению кризиса.
Основными причинами кадрового кризиса являются:
- появление значительных разногласий в коллективе;
- организация в коллективе другой инициативной группы;
- ограниченность ресурсов;
- зависимость от рыночной конъюнктуры;
- имеющиеся перегрузки в работе;
- условия труда и неподготовленность производства;
- низкая заработная плата;
- недостаточная техническая оснащенность;
- проблемы превращения интеллектуального продукта в интеллектуальную собственность;
- консерватизм в нововведениях;
- сложные коммуникационные связи;
- большая численность управленческого персонала;
- малодинамичные научные структуры;
- слабая приспособленность и слабая реакция на принципиально новую продукцию;
- организационная инертность.
В целом все перечисленные выше причины
приводят к следующей ситуации в организации: - качество персонала организации (уровень образования, квалификации) не соответствует нововведениям (новой технике, технологии, методам организации), в результате происходит рассогласованность действий и снижение конкурентоспособности организации;
- дефицит рабочей силы необходимых профессий;
- неэффективное использование имеющегося персонала организации;
- несоответствие качества работника качеству рабочего места;
- слабая, недейственная система мотивации персонала в силу консерватизма и жесткого авторитаризма управления, что приводит к росту сопротивления изменениям со стороны персонала;
- некомпетентность или слабость руководства, нежелание обучаться новым методам управления;
- свертывание или запрещение неформальных отношений со стороны руководства.
Для предупреждения и искоренения таких кризисных проявлений необходимо разрабатывать и реализовывать кадровую политику организации, решающую эти проблемы.
Избежать или, по крайней мере, снизить негативные последствия кадрового кризиса вполне возможно, если кадровая политика организации будет основываться на следующих основных принципах: - одинаковой необходимости достижения индивидуальных и организационных целей;
- соответствия;
- профессиональной компетенции;
- индивидуальности;
- конкурсности, ротации и индивидуальной подготовки;
- регулярности оценки индивидуальных качеств и возможностей;
- оценки и повышения квалификации;
- самовыражения и саморазвития;
- мотивации;
- соответствия оплаты труда качеству и объему работы;
- равномерного сочетания стимулов и санкций.
Дорофеева Л.И. Менеджмент | Дружинина З.Г. Менеджмент | Замедлина Е.А. Основы менеджмента | Михалева Е.П. Менеджмент
|