Финансовый менеджмент (Шепелева А.Ю.)

Финансовое прогнозирование

Финансовое прогнозирование широко используется как предварительная стадия разработки планов прибыли и служит источником получения дополнительной информации при выработке решений о развитии финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Прогнозы позволяют определить сроки возврата заемных средств, полученных или которые предстоит получить на длительный период, обосновывают возможности по решению вопросов пополнения собственных оборотных средств, увеличения основных фондов, решения социальных вопросов и т. п. Очень важным для предприятия является прогнозирование чистой прибыли. От этого зависит самофинансирование развития различных направлений хозяйственной деятельности. Оно осуществляется с учетом:

  1. изучения тенденций изменения различных показателей рентабельности;
  2. плановых показателей и структуры поступления товаров и объема продаж;
  3. намечаемых расходов на продажу и других видов;
  4. величины налогов, уплачиваемых за счет нераспределенной прибыли;
  5. потребностей в пополнении собственных оборотных средств, развитии основных фондов и в средствах, возмещаемых за счет использования прибыли.

Процесс прогнозирования финансовых результатов начинается с обоснования прибыли от реализации товаров и услуг и установления налогооблагаемой прибыли и завершается расчетами чистой прибыли.

  1. При прогнозировании прибыли также необходимо учитывать:
  2. результаты финансовой деятельности предприятия запрошлый период (например, наличие убытков на начало года);
  3. период деятельности предприятия (учесть, когда оно было организовано);
  4. другие факторы.

Существует несколько основных способов прогнозирования прибыли:

  1. метод прямого счета при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС, акцизов и налога с продаж.

    Расчету прибыли предшествует прогнозирование выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в плановом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планового года.

    Методом прямого счета прости доступен. Однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок;

  2. аналитический метод прогнозирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех этапов:

    а) определение базовой рентабельности как частного отделения ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
    б) исчисление объема товарной продукции в прогнозируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;
    в) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения ее качества и сортности, изменения ассортимента, цен и т. д.



Дараева Ю.А. Управление финансами | Ермасова Н.Б. Финансовый менеджмент | Загородников С.В. Финансовый менеджмент | Кушнир И.В. Финансовый менеджмент | Лукьянчук У.Р. Финансовый менеджмент | Смирнов П.Ю. Финансовый менеджмент | Шепелева А.Ю. Финансовый менеджмент