Свиридов О.Ю. Банковское дело

Годовая бухгалтерская отчетность коммерческого банка

В состав годовой бухгалтерской отчетности коммерческих банков включаются:

  • годовой баланс (ф. № 1);
  • отчет о прибылях и убытках (ф. № 2);
  • приложение к балансу об использовании прибыли (ф. № 3);
  • справка о составе фондов банка, разных средств и фондов специального назначения (ф. № 5);
  • отчет о хищениях и просчетах (ф. № 113);
  • справка об остатках средств на корреспондентских счетах и субсчетах;
  • отчет по труду (ф. № 1-Т);
  • объяснительная записка по бухгалтерскому годовому отчету.

Для составления годового бухгалтерского отчета банки в конце отчетного года проводят подготовительную работу:

  1. проводят инвентаризацию всех учитываемых на балансовых и внебалансовых счетах денежных средств и ценностей, основных средств, хозяйственных и других материалов, расчетов;
  2. анализируют дебиторско-кредиторскую задолженность, принимают активные меры по ее погашению;
  3. нереальные суммы подлежат списанию с баланса и отнесению на убытки;
  4. анализируют кредитный портфель и принимают меры по выявлению нереальной ссудной задолженности, а также начисленных процентов по таким ссудам и их списанию в установленном порядке;
  5. аналогичная работа проводится по всем другим видам активов (вложениям в ценные бумаги, совместной хозяйственной деятельности и др.) с целью отражения в годовом балансе реальных и достоверных активов и пассивов;
  6. по результатам инвентаризации принимаются меры по урегулированию выявленных расхождений, оформляются документы на взыскание сумм с виновных лиц, списываются в установленном порядке нереальные активы, включая безнадежные ссуды, проценты, другие долги, а также стоимость пришедших в негодность основных средств, хозяйственного инвентаря и материалов.

Перед составлением годового бухгалтерского отчета завершаются все операции, выполняемые заключительными оборотами. В первый рабочий день нового года по всем лицевым счетам клиентам вручаются или отсылаются по почте выписки из лицевых счетов с остатками на 1 января нового года. В этих целях составляются проверочные ведомости.

Ответственность за своевременное и качественное составление годового отчета возлагается на руководителей и главных бухгалтеров банков. Главный бухгалтер банка обязан до подписания годового отчета лично сверить отчетные данные всех форм с данными баланса на 1 января нового года с учетом заключительных оборотов, с актами ревизий, инвентаризации денежных средств, имущества и материалов. Отчет о прибылях и убытках должен отражать реальные доходы и расходы, отнесенные на финансовые результаты, исходя из Правил ведения бухгалтерского учета. В объяснительной записке по годовому отчету оценивается состояние учета в банке, расшифровываются остатки отдельных счетов.

Годовой отчет коммерческого банка подлежит аудиторской проверке, целью ее является подтверждение достоверности полноты и реальности отчета, соответствие постановки бухгалтерского учета действующему законодательству и нормативным документам. Годовой отчет коммерческие банки представляют Банку России с положительным аудиторским подтверждением его достоверности и публикуют в печати.



Свиридов О.Ю. Банковское дело