Понятие мирового рынка, его структура
В понятие мирового рынка входят в принципе те же элементы, что и в понятие рынка национального, т. е. совокупность:
- производителей;
- посредников;
- корпоративных и розничных потребителей;
- транснациональных корпораций и торговых сетей;
- сырья, природных ресурсов;
- производительных сил;
- сопутствующей инфраструктуры
(международные и национальные торговые палаты, внешнеторговые
государственные организации, министерства и ведомства, банки, страховые
компании, международные фонды, национальные СМИ, международные рекламные
и маркетинговые агентства, информационные службы, таможни и др.).
Внешнеторговые сделки классифицируются прежде всего по двум категориям:
- сделки купли-продажи товаров;
- сделки, предметом которых является оказание услуг за рубежом.
Импорт услуг на территорию России со
стороны развитых стран выражается в ряде отраслей, среди которых,
например, международные банки, маркетинговые, рекламные и информационные
агентства, страховые, банковские и иные финансовые компании,
аудиторские фирмы и др. Возрастает активность международных торговых
сетей и фаст-фуд, представляющих реальную угрозу отечественному ритейлу
(рознице).
Классификация внешних рынков.
Внешние рынки можно группировать:
- по регионам и континентам – Западная Европа, Тихоокеанский регион, Ближний Восток или Африка;
- по экономическим факторам и структуре хозяйства:
- промышленно развитые страны, Большая семерка – США, Великобритания, Франция, Германия, Япония, Канада и Италия;
- промышленно развивающиеся страны – Сингапур, Малайзия, Тайвань, Южная Корея, Бразилия, Мексика, Китай, Индия, Филиппины;
- страны с экономикой натурального хозяйства – Бангладеш, Эфиопия и др.;
- страны – экспортеры сырья: Саудовская Аравия, Чили, Заир и т. д.;
- по политико-правовым факторам, когда
учитываются: тип государственного устройства и степень стабильности
власти; особенности законодательства, степень протекционизма;
кредитно-денежная политика; степень бюрократизации;
- по социально-культурной среде – по языку, религии, системам ценностей, традициям и поведенческим моделям;
- по величине ВНП на душу населения –
высокий уровень (25 стран) – 6000 долл.; средний уровень (54
страны) – от 545 до 6000 долл.; низкий уровень (43 страны) –
меньше 545 долл.;
- по условиям природной среды –
климат, рельеф местности (пустыни, горы, водоемы и пр.); наличие
природных ресурсов; развитость инфраструктуры (транспортные артерии,
газификация, электрификация, телефонизация, торговая сеть и пр.).
Басовский Л.Е. Маркетинг | Кушнир И.В. Маркетинг | Михалева Е.П. Маркетинг | Швайко И.Г. Маркетинг
|