Левкина Е.В. Управление качеством

Порядок разработки международных стандартов

  1. Предложение по новой теме одного из комитетов – членов ИСО.
  2. Регистрация предложения в центральном секретариате ИСО.
  3. Рассылка на отзыв 1-го проекта предложения.

Если за проект проголосуют менее 50 % комитетов, то документ дорабатывается с учетом полученных замечаний и рассылается 2-й проект. После трех рассы-лок организуется обсуждение в техническом комитете проекта, вырабатывается компромиссное решение при непосредственном участии технических специалистов.

Проект посылается на отзыв комитетам-членам, и если 75 % приславших свои отзывы комитетов высказывают одобрение, то проект направляется на утверждение в Совет ИСО.

В основном большинство технических комитетов ИСО ведут США и Франция. В РФ стандартами руководит Государственный комитет по стандартизации (Госстандарт). При Госстандарте есть несколько НИИ (ВНИКИ, ВНИИС) – специализированные органы, которые формируют и ведут общероссийский фонд стандартов.

В РФ действуют следующие категории стандартов. Они соответствуют той иерархии стандартизации, о которой мы говорили (международная, региональная, отраслевая).

  1. Госстандарт РФ.
  2. Отраслевые стандарты.
  3. Технические условия (ТУ).
  4. Стандарты предприятий, объединений.
  5. Стандарты научно-технических обществ.

Разработка стандартов в РФ аналогична принятой в мировой практике. Разработка начинается с составления технического задания, которое отправляется на отзыв ведущим предприятиям, далее – составление других промежуточных редакций, до тех пор пока 75 % не будут положительными. После этого стандарт утверждается соответствующими органами и по приказу вводится в производство.

На предприятиях существует служба стандартизации в рамках отдела, группы, лаборатории, которые организуют внедрение стандартов более высокого уровня и организуют разработку стандартов предприятия. Все стандарты пересматриваются в течение 5 лет.

Стандартизация как вид деятельности не является самоцелью, а является одним из средств повышения эффективности производства: 1) за счет сокращения затрат и сроков на разработку и освоение в производстве новых изделий и технологических процессов; 2) за счет повышения качества продукции – хозяйственных связей между предприятиями как внутри страны, так и на межгосударственном уровне. Сертификация продукции Сертификация – действие, удостоверяющее посредством сертификата (или знака соответствия), что изделие или услуга отвечают требованиям определенных стандартов или техническим условиям.

Сертификат (сертификат соответствия) – документ, выдаваемый в соответствии с правилами сертификации, указывающий, что обеспечивается уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

В конечном итоге введение сертификации обеспечивает следующие преимущества:

  1. повышает доверие к качеству изделий, экспортируемых в другие страны;
  2. предотвращает импорт в страну изделий, не соответствующих требуемому уровню качества;
  3. снижает импорт аналогичных изделий;
  4. упрощает выбор продукции потребителем;
  5. улучшает качество стандартов путем выявления в них устаревших положений.


Левкина Е.В. Управление качеством