Классификация стандартов серии ИСО 9000
Стандарты ИСО серии 9000 могут быть разделены на три отдельные группы. Первая группа – Базовые стандарты. Данная группа включает 4 стандарта ИСО (9001, 9002, 9003, 9004): - ИСО 9001: 1994 Системы качества – Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании;
- ИСО 9002: 1994 Системы качества – Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании;
- ИСО 9003: 1994 Системы качества – Модель для обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции;
- ИСО 9004: 1993 Общее руководство качеством и элементы системы качества.
Вторая группа – Стандарты поддержки. Данная группа содержит стандарты, предназначенные для оказания помощи: - в выполнении деятельности, связанной с инспекцией системы качества;
- в определении терминов, наиболее часто встречающихся в стандартах и технических условиях (ИСО 8402: 1994 Управление качеством и обеспечение качества – Словарь); областей применения различных стандартов (ИСО 9000-1: 1994 Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества – часть 1: Руководящие указания по выбору и применению).
В качестве ключевых целей ИСО 9000-1 устанавливает: - достижение, поддержание и стремление к постоянному улучшению качества своей деятельности с целью полного удовлетворения всех требований потребителя;
- обеспечение уверенности поставщика в том, что требования к качеству выполняются и поддерживаются и что происходит постоянное улучшение качества;
- обеспечение уверенности в том, что выполняются требования к системе качества.
Третья группа – Методические руководства. Данная группа содержит методические рекомендации, представляющие собой документы по оказанию помощи. 1. В практическом применении ИСО 9001, 9002 и 9003: ИСО 9000-2: 1993 Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества. 2. Общие руководящие указания по применению стандартов ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003. ИСО9000-3: 1991 Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества – часть 3: Руководящие указания по применению стандарта ИСО 9001 к разработке, поставке и техническому обслуживанию программного обеспечения. ИСО 9000-4: 1993 Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества – часть 4: Руководство по управлению программой обеспечения надежности. 2. В применении ИСО 9004-1 (ИСО 9004-1: 1994 Управление качеством и элементы системы качества – часть 1: Руководящие указания) для: - внедрения системы качества в сфере услуг;
- управления качеством перерабатываемых материалов;
- непрерывного улучшения качества внутри организации (ИСО 9004-4: 1993 Управление качеством и элементы системы качества – часть 2: Руководящие указания по улучшению качества).
3. В подготовке руководств по качеству (ИСО 10013 Руководящие указания по разработке руководств по качеству). 4. В подготовке и применении: - планов по качеству (ИСО 1005);
- обеспечения качества в перспективном управлении (ИСО 1006);
- конфигурации управления (ИСО 1007);
- планов непрерывного обучения и подготовки персонала (ИСО 10015).
Левкина Е.В. Управление качеством
|