Левкина Е.В. Управление качеством

Классификация стандартов серии ИСО 9000

Стандарты ИСО серии 9000 могут быть разделены на три отдельные группы. Первая группа – Базовые стандарты. Данная группа включает 4 стандарта ИСО (9001, 9002, 9003, 9004):

  • ИСО 9001: 1994 Системы качества – Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании;
  • ИСО 9002: 1994 Системы качества – Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании;
  • ИСО 9003: 1994 Системы качества – Модель для обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции;
  • ИСО 9004: 1993 Общее руководство качеством и элементы системы качества.

Вторая группа – Стандарты поддержки. Данная группа содержит стандарты, предназначенные для оказания помощи:

  1. в выполнении деятельности, связанной с инспекцией системы качества;
  2. в определении терминов, наиболее часто встречающихся в стандартах и технических условиях (ИСО 8402: 1994 Управление качеством и обеспечение качества – Словарь); областей применения различных стандартов (ИСО 9000-1: 1994 Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества – часть 1: Руководящие указания по выбору и применению).

В качестве ключевых целей ИСО 9000-1 устанавливает:

  • достижение, поддержание и стремление к постоянному улучшению качества своей деятельности с целью полного удовлетворения всех требований потребителя;
  • обеспечение уверенности поставщика в том, что требования к качеству выполняются и поддерживаются и что происходит постоянное улучшение качества;
  • обеспечение уверенности в том, что выполняются требования к системе качества.

Третья группа – Методические руководства.

Данная группа содержит методические рекомендации, представляющие собой документы по оказанию помощи.

1. В практическом применении ИСО 9001, 9002 и 9003: ИСО 9000-2: 1993 Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества.

2. Общие руководящие указания по применению стандартов ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003.

ИСО9000-3: 1991 Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества – часть 3: Руководящие указания по применению стандарта ИСО 9001 к разработке, поставке и техническому обслуживанию программного обеспечения.

ИСО 9000-4: 1993 Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества – часть 4: Руководство по управлению программой обеспечения надежности.

2. В применении ИСО 9004-1 (ИСО 9004-1: 1994 Управление качеством и элементы системы качества – часть 1: Руководящие указания) для:

  • внедрения системы качества в сфере услуг;
  • управления качеством перерабатываемых материалов;
  • непрерывного улучшения качества внутри организации (ИСО 9004-4: 1993 Управление качеством и элементы системы качества – часть 2: Руководящие указания по улучшению качества).

3. В подготовке руководств по качеству (ИСО 10013 Руководящие указания по разработке руководств по качеству).

4. В подготовке и применении:

  • планов по качеству (ИСО 1005);
  • обеспечения качества в перспективном управлении (ИСО 1006);
  • конфигурации управления (ИСО 1007);
  • планов непрерывного обучения и подготовки персонала (ИСО 10015).


Левкина Е.В. Управление качеством