Петрова Ю.А. Экономика предприятия

Кредитоспособность

Кредитоспособность, т. е. возможность, имеющаяся у предприятия для своевременного погашения кредитов, оценивается в целом так же, как платежеспособность. В настоящее время разные банки применяют различные методы для оценки кредитоспособности предприятий. Если принять во внимание эти методы и учесть опыт оценки кредитоспособности банками других стран, то сформируется круг показателей кредитоспособности, а точнее – система таких показателей.

Отношение прибыли к чистым активам показывает, насколько эффективно используются активы для создания прибыли. При этом важно определиться, какая прибыль принимается в расчет – только от реализации или общая.

Отношение прибыли к выручке от реализации. Для этого показателя правильнее принять в расчет не всю прибыль, а лишь прибыль от реализации, так как только ее сумма сопоставима с объемом продаж. Этот показатель весьма важен для оценки возможного увеличения прибыли в случае роста объема продаж.

Отношение объема реализации к чистым активам. В данном случае оговорка о том, все ли чистые активы целесообразно принимать в расчет, такая же, как при рассмотрении показателя отношения прибыли к чистым активам. Рост этого показателя благоприятен для предприятия, но только при условии, что реализация не является убыточной.

Отношение объема продаж к стоимости основных средств. Этот показатель оценивает эффективность использования зданий, сооружений, машин, оборудования.

Отношение выручки от реализации к чистым текущим активам. Чистые текущие активы – это оборотные активы, за вычетом краткосрочных долгов предприятия. Показывает эффективность использования оборотных активов. Коэффициент по содержанию близок к оборачиваемости оборотных активов.

Отношение выручки от реализации к собственному капиталу (капиталу и резервам). Это оборачиваемость собственных источников средств. Показатель требует оценки реальной величины собственного капитала. В активе баланса собственным источникам покрытия соответствуют, в частности, нематериальные активы и запасы.

Отношение выручки от реализации к запасам. Показатель дает приблизительное определение периода, на который запасы необходимы (например, значение его, равное 4: 1, по годовому балансу указывает на трехмесячный оборот запасов). Высокий уровень показателя свидетельствует о быстрой оборачиваемости запасов.

Отношение основных средств к стоимости активов. Основные средства – производственный потенциал предприятия, в результате использования которого формируется тот или иной объем продаж. Уровень этого показателя неодинаков в разных отраслях и сферах деятельности.

Отношение запасов к чистым текущим активам. Это оценка уровня оборотного капитала, связанного в производственных запасах, незавершенном производстве, готовой продукции. Рост показателя может означать накопление устаревших запасов или трудности в сбыте продукции.

Отношение краткосрочной задолженности к капиталу и резервам. Если краткосрочная задолженность в несколько раз меньше собственного капитала, то можно расплатиться со всеми кредиторами полностью.

Отношение дебиторской задолженности к выручке от реализации. Этот показатель дает представление о величине среднего периода времени, затрачиваемого на получение причитающихся с покупателей денег.

Отношение оборотных активов к краткосрочной задолженности. Этот показатель является коэффициентом текущей ликвидности. Его целесообразно применять с учетом состояния оборотных активов.

Отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженности предприятия. Под ликвидными активами подразумеваются оборотные активы, за вычетом запасов и других позиций, которые нельзя немедленно обратить в деньги.



Васильева Н.А. Экономика предприятия | Душенькина Е. Экономика предприятия | Кушнир И.В. Экономика предприятия | Петрова Ю.А. Экономика предприятия