Финансовый менеджмент (Шепелева А.Ю.)

Международные аспекты финансового менеджмента

При взаимодействии с иностранными предприятиями происходит взаимный обмен валютами при торговле товарами, услугами, при движении капиталов и кредитов. Поэтому можно сказать, что сфера международных финансовых отношений между фирмами находятся в зоне действия валютного рынка.

Валютный рынок - рынок, на котором валюта одной страны используется для приобретения (обмена) валюты другой страны.

Отношения возникают при валютных сделках. Сделки идут как через валютные биржи, так и за счет межбанковских/межгосударственных расчетов. Доля оборота с физическими лицами незначительна.

Особенность (отличия от товарных и фондовых рынков):

  1. основа экономических взаимоотношений между государствами;
  2. государственное регулирование («коридоры» - Россия, «трубы» - ЕЭС, запреты на отток капиталов, поддержание режима обмена).

Валютный курс - «цена» денежной единицы одной страны, выраженная в иностранных денежных единицах или международных валютных единицах (ЭКЮ, ЕВРО).

Основные факторы, определяющие валютный курс:

  1. состояние платежного баланса. Активный платежный баланс (внешняя дебиторская задолженность) способствует повышению курса национальной валюты, так как увеличивается спрос на нее со стороны иностранных должников;
  2. разница процентных ставок в разных странах. Изменение процентных ставок в стране воздействует при прочих равных условиях на международное движение капиталов, прежде всего краткосрочных. Повышение процентной ставки стимулирует приток иностранных капиталов, а ее снижение поощряет отлив капиталов, в том числе национальных, за границу;
  3. деятельность валютных рынков и спекулятивные валютные операции;
  4. степень использования определенной валюты на еврорынке и в международных расчетах;
  5. ускорение или задержка международных платежей.

    В ожидании снижения курса национальной валюты импортеры стараются ускорить платежи в иностранной валюте, чтобы не нести потерь при повышении ее курса. При укреплении национальной валюты, напротив, преобладает ее стремление к задержке платежей в иностранной валюте;

  6. степень доверия к валюте на мировом рынке. Сначала определяется состоянием экономики и политической обстановкой в стране, а также рассмотренными выше факторами, оказывающими воздействие на валютный курс. Причем дилеры учитывают не только данные темпы экономического роста, инфляции, уровень покупательной способности валюты, соотношение спроса и предложения валюты, но и перспективы их динамики. Существует теория паритета покупательной способности, она утверждает, что валютный курс всегда меняется настолько, насколько это необходимо для того, чтобы компенсировать разницу в динамике уровня цен в разных странах. А паритет есть результат сопоставления количества тех благ, которые можно приобрести на национальных рынках стран, чьи валюты сравниваются.


Дараева Ю.А. Управление финансами | Ермасова Н.Б. Финансовый менеджмент | Загородников С.В. Финансовый менеджмент | Кушнир И.В. Финансовый менеджмент | Лукьянчук У.Р. Финансовый менеджмент | Смирнов П.Ю. Финансовый менеджмент | Шепелева А.Ю. Финансовый менеджмент