Свиридов О.Ю. Банковское дело

Российская практика борьбы с отмыванием денег

Несмотря на то, что СССР еще в 1988 г. ратифицировал Венскую конвенцию о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, вплоть до вступления в действие Уголовного кодекса 1996 г. в Российской Федерации не существовало специального уголовно-правового запрета действий по отмыванию имущества, приобретенного преступным путем. К моменту проведения одной из оценочных миссий Комитета экспертов Совета Европы несколько лет назад в России отсутствовала система борьбы с отмыванием денег в ее современном понимании. Отсутствовало базовое законодательство о противодействии отмыванию преступных доходов, не было финансовой разведки. Это в немалой степени повышало уязвимость страны по отношению к использованию ее финансовой системы для отмывания денег и совершения других финансовых преступлений, серьезно препятствовало интеграции России в мировую экономическую систему. По этим причинам в 2000 году наша страна попала в «черный» список FATF — перечень стран и территорий, не сотрудничающих в борьбе с отмыванием денег.

Ситуация требовала немедленного принятия мер, и благодаря совместным усилиям всех заинтересованных органов государственной власти, при самом активном участии руководства страны в кратчайшие сроки в России удалось создать необходимые правовые и организационные основы системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Система заработала, появились первые результаты. В октябре 2002 года Россия из «черного» списка была исключена. А в июне 2003 года после проведения экспертами FATF оценки российской системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, подтвердившей ее соответствие международным стандартам, Россия стала полноправным членом этой организации. В определенной степени это стало знаком качества нашей страны в сфере борьбы с финансовой преступностью.

Нормативная правовая база по борьбе с отмыванием денег на сегодня сложилась и представляет достаточно стройную систему. Она состоит из следующих основных блоков. Это прежде всего обязательства России по ряду международных конвенций — об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности; против транснациональной организованной преступности; о борьбе с финансированием терроризма и др. К ним примыкают различные международные правила и стандарты, в частности 40 и 9 рекомендаций ФАТФ, формулирующие общепринятые мировые подходы в области противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. В рамках российской нормативной правовой базы основой деятельности для нас является Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также другие федеральные законы, в первую очередь Статьи 174, 174-1, 205-1 Уголовного кодекса РФ, устанавливающие ответственность за легализацию преступных доходов и финансирование терроризма, а также банковское законодательство.

Особое место в этой системе принадлежит постановлению Пленума Верховного суда РФ № 23 от 18 ноября 2004 года, разрешившему многие серьезные вопросы, возникавшие у правоохранительных органов и судов в ходе практической реализации «антиотмывочных» норм Уголовного кодекса.

Статья 174 УК РФ впервые установила уголовную ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, определив это преступление как: совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. В качестве предмета этого преступления могут выступать денежные средства, ценные бумаги в российской или иностранной валюте и иное движимое или недвижимое имущество, приобретенные как в России, так и за ее пределами. Закон подчеркивает, что способ приобретения этого имущества должен быть незаконным, хотя и не обязательно преступным. Таким образом, предметом легализации прежде всего является имущество, полученное в результате совершения таких преступлений, как хищение, контрабанда, вымогательство, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, оружия, незаконное предпринимательство и банковская деятельность, организация или содержание притонов для занятия проституцией, незаконное распространение порнографических материалов или предметов, получение взятки, уклонение от уплаты налогов и ряда других.

Согласно закону легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного заведомо незаконным путем, может быть осуществлена тремя способами:

  1. посредством совершения с этим имуществом финансовых операций;
  2. посредством совершения с ним других сделок;
  3. в результате использования этих средств для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Понятие «финансовые операции» не имеет общепризнанного содержания.

Однако следует заметить, что закон называет финансовые операции как разновидность сделок. Поэтому правильным представляется мнение, что совершение финансовых операций образуют такие действия, как размещение на счетах в банках по договору банковских вкладов; приобретение на эти средства акций, облигаций и других ценных бумаг, выпускаемых коммерческими организациями; обмен таких средств на иностранную валюту и т.п. Безусловно, финансовой операцией будут действия по кредитному договору, когда «грязные деньги» кредитной организацией выдаются в кредит.

В Федеральном законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем», принятом Государственной думой 19 ноября 1997 г. в первом чтении, содержание понятия «операция с денежными средствами или иным имуществом» охватывает как финансовые операции, так и иные сделки с имуществом: действия физических и юридических лиц, независимо от формы и способа их осуществления с денежными средствами, в том числе в иностранной валюте, ценными бумагами, валютными ценностями, иным имуществом, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

Одним из распространенных способов легализации средств, добытых незаконным путем, является вложение их в уже существующие предпринимательские структуры или использование при создании новых коммерческих организаций, благотворительных фондов и т.п.

Таким образом, норма, содержащаяся в ст. 174 УК, направлена на пресечение любых попыток ввести в легальный оборот незаконно приобретенные средства.

Субъектами преступления являются все лица участвующие в финансовой операции или сделке с имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем, как те, кто непосредственно приобретал незаконным путем данное имущество, а затем принимает меры по его легализации, так и иные лица.

Текст ст. 174 УК не оставляет никаких сомнений в умышленном характере этого преступления. Для привлечения к ответственности лиц, участвующих в легализации денежных средств и иного имущества, приобретенного незаконным путем, необходимо установить и доказать (что чрезвычайно сложно) осознание ими того обстоятельства, что финансовая операция или другая сделка с их участием, а равно предпринимательская или иная экономическая деятельность, осуществляются с денежными средствами или другим имуществом, приобретенными незаконным путем, и желание совершить такие действия. Цель данного преступления — легализация незаконно полученных средств, что следует из названия ст. 174 УК. Этот признак важно учитывать при разграничении данного преступления и приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ).

Часть 2 ст. 174 УК предусматривает квалифицирующие признаки легализации денежных средств или имущества, приобретенных незаконным путем — совершение деяния а) группой лиц по предварительному сговору, б) неоднократно, в) лицом с использованием своего служебного положения.

Особо квалифицированными видами легализации незаконно полученных доходов является совершение этих действий организованной группой или в крупном размере (ч. 3 ст. 174 УК).

Поскольку к легализации незаконно приобретенного имущества стремится прежде всего организованная преступность, то и в процессе легализации нередко участвуют разветвленные устойчивые группы преступников, заранее объединившихся для этой деятельности. В соответствии с российским законодательством лицо, создавшее организованную группу или руководившее ею, подлежит уголовной ответственности за все совершенные группой преступления, если они охватывались его умыслом. Другие участники организованной группы несут ответственность за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали. При этом, независимо от характера выполненных ими действий, связанных с преступлением, они привлекаются к ответственности как соисполнители преступления.

Крупный размер легализации незаконных доходов в законе не определен. Однако, решая вопрос о совершении анализируемого преступления в крупном размере, целесообразно ориентироваться на понятие крупного размера хищения чужого имущества (прим. 2 к ст. 158 УК РФ). Вполне логично заключить, что если совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц стоимостью, в пятьсот раз превышающей минимальный размер оплаты труда, является крупным, то и легализацию противоправно приобретенного имущества в таком размере тоже следует считать крупной.

В Федеральном законе, принятом Государственной думой в первом чтении 19 ноября 1997 г., «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем» предлагалось определить крупный размер отмывания в сумме, превышающей тысячу минимальных размеров оплаты труда.

Чем отличается легализация (отмывание) денежных средств или имущества, приобретенных незаконным путем, от такого «классического» преступления, как приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК)? Таких отличий немало, но самым принципиальным обстоятельством является цель совершения сделок с имуществом, приобретенным незаконным путем. При квалификации финансовых операций и других сделок по ст. 174 УК необходимо устанавливать наличие у лица, участвующего в этих операциях и сделках, цели на легализацию (отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем, внедрение их в легальный оборот. В отличие от приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем, субъектами легализации являются и лица, непосредственно незаконным путем приобретшие соответствующее имущество.

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем», разрабатывался в течение нескольких лет, проходил международную экспертизу на конференции стран — членов Совета Европы по проблемам противодействия отмыванию преступных денег в странах с переходной экономикой (Страсбург, 29 ноября — 1 декабря 1994 г.) и в Группе финансовых действий против'отмывания денег (FATF) и был признан удовлетворяющим международным требованиям. Основной задачей закона является создание системы мер противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем. В связи с этим закон предусматривает ряд обязанностей для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, касающихся необходимости в соответствующих случаях регистрировать такие операции, т.е. документально фиксировать их с указанием сведений о клиентах; информировать при наличии данных или разумных оснований, указывающих на совершение финансовой операции, подлежащей обязательному контролю, государственную налоговую инспекцию, органы Федеральной службы по валютному и экспортному контролю или таможенные органы; хранить реестры, содержащие сведения о личности клиентов, архив счетов, первичные документы по валютным операциям, документы по валютным сделкам в течение установленного срока; не разглашать данные о передаче сведений суду, прокурору, органам предварительного следствия, дознания, государственной налоговой инспекции, органам валютного и экспортного контроля и др.

В законе установлены виды и размеры операций с денежными средствами и иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, основания и порядок передачи сведений, составляющих банковскую или коммерческую тайну, определена компетенция соответствующих государственных органов по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, решены вопросы международного сотрудничества.



Свиридов О.Ю. Банковское дело