Свиридов О.Ю. Банковское дело

Деятельность коммерческого банка по борьбе с отмыванием денег

Для эффективной борьбы с отмыванием «грязных» денег необходимо прежде всего создать четкую систему взаимодействия всех структурных подразделений банка, включая его филиалы и дополнительные офисы.

В основу системы банковского внутреннего контроля по противодействию заложены следующие принципы:

  • применение единых для всех подразделений, в том числе-дополнительных офисов и филиалов, правил внутреннего контроля по противодействию;
  • назначение ответственного сотрудника банка;
  • создание при ответственном сотруднике соответствующего аппарата — структурного подразделения, обеспечивающего функционирование в банке системы внутреннего контроля по противодействию (управление мониторинга банковских операций);
  • возложение ответственности за организацию внутреннего контроля по противодействию в подразделениях на их руководителей;
  • самостоятельность руководителей подразделений (в рамках действующих в банке правил и программ) при выборе схемы организации внутреннего контроля, с учетом особенности их организационной структуры и направлений деятельности;
  • участие в системе внутреннего контроля по противодействию всех работников, задействованных в совершении и оформлении операций банка;
  • централизованное представление сведений, предусмотренных федеральным законом, в КФМ России через головную организацию банка;
  • наличие многоуровневой системы обучения работников подразделений по вопросам организации внутреннего контроля;
  • наличие системы отчетности подразделений по вопросам организации внутреннего контроля по противодействию;
  • наличие в банке системы контроля работы подразделений по противодействию.

В соответствии с правилами внутреннего контроля по противодействию на работников подразделений, осуществляющих функции по совершению и оформлению операций, возлагаются определенные обязанности:

  • идентификация и изучение клиентов банка;
  • документальное фиксирование сведений, полученных в процессе идентификации и изучения клиентов;
  • оценка риска легализации клиентами преступных доходов и финансирования терроризма;
  • выявление операций, предусмотренных федеральным законом;
  • документальное фиксирование и представление сведений об операциях, предусмотренных федеральным законом;
  • хранение документов и информации об операциях, предусмотренных федеральным законом;
  • обеспечение конфиденциальности информации, получаемой в результате применения правил внутреннего контроля;
  • обучение (профессиональная подготовка) работников банка по вопросам противодействия.

По каждому направлению деятельности (выявление операций, подлежащих обязательному контролю, и выявление подозрительных операций) в банке используются отдельные технологии выявления операций и фиксирования сведений о них.

Выявление операций, подлежащих обязательному контролю, проводится в ходе совершения и оформления операций работниками банка — на основании критериев, установленных федеральным законом. Этот процесс должен быть максимально автоматизирован. Благодаря автоматизации* имеется возможность минимизировать трудозатраты операционных работников в этой области.

Выявление подозрительных операций непосредственно сопряжено с изучением сотрудниками банка своих клиентов и соблюдением принципа «знай своего клиента». Выявив подозрительную операцию, работник подразделения составляет сообщение, где обосновывает возникшие подозрения и вместе с подтверждающими материалами направляет его в управление мониторинга банковских операций. Ответственные работники этого управления проверяют информацию, получают недостающие сведения и готовят к рассмотрению ответственным работником банка заключение с квалификацией выявленной подозрительной операции.

В построении эффективной системы противодействия весьма важно создать, систему контроля деятельности структурных подразделений. Поэтому как минимум раз в год работа удаленных структурных подразделений подлежит оценке на предмет организации внутреннего контроля по противодействию.

В соответствии с установленным в банке порядком контрольные функции имеют несколько его подразделении: в головной организации — служба внутреннего контроля и управление мониторинга банковских операций; в филиалах — группы внутреннего контроля, входящие в структуру службы внутреннего контроля. Контрольные органы не дублируют, а дополняют друг друга, поскольку имеют различные задачи.

Служба внутреннего контроля следит за соответствием деятельности всех банковских подразделений (включая управление мониторинга банковских операций) и ответственного сотрудника банка положениям федерального законодательства, нормативных актов и рекомендаций Банка России, правил внутреннего контроля по противодействию.

Задача управления мониторинга банковских операций — организация и координация работы подразделений. По своей природе проверочная функция этого управления мониторинга носит постановочно-контрольный характер. Поэтому в ходе проверок выстраиваются оптимальные механизмы внутреннего контроля по противодействию в подразделениях.

Отсюда вытекает еще одна важная задача — обучение работников банка аспектам деятельности по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Грамотная реализация этой задачи — залог успеха в осуществлении всей дальнейшей программы внутреннего контроля по противодействию.

Процесс обучения базируется на утвержденной руководством банка программе и строится по многоуровневому принципу, а в учебных мероприятиях задействованы как подразделения головной организации, так и филиалы и дополнительные офисы. Виды обучения можно классифицировать следующим образом:

  • внешние обучающие семинары, организуемые учебными центрами;
  • внутренние учебные мероприятия, осуществляемые силами управления мониторинга банковских операций;
  • централизованные семинары для структурных подразделений и филиалов;
  • инструктажи и технические учебы в подразделениях и филиалах.

Отдельный вопрос — взаимодействие с дочерними и зависимыми организациями банка. Чтобы создать систему внутреннего контроля по противодействию, необходимо постоянно оказывать методологическую помощь «дочкам» в построении собственной системы противодействия. Одновременно нужно проводить контроль над их работой в этом направлении. Под методологической помощью понимается содействие разработке внутренних порядков и правил по противодействию, а функции контроля возложены на управление мониторинга банковских операций, регулярно анализирующего деятельность дочерних организаций в этом направлении.



Свиридов О.Ю. Банковское дело