Толкушкин А.В. Энциклопедия российского и международного налогообложения

Договор о создании Союзного государства

Договор о создании Союзного государства - договор, подписанный Росийской Федерацией и Республикой Беларусь в Москве 8 декабря 1999 г. В соответствии с Договором государства участники создают Союзное государство, которое «знаменует собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство» (ст. 1 Договора).

Целями Союзного государства являются (ст. 2 Договора):

  • обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;
  • создание единого экономического пространства для обеспечения социально экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;
  • неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  • проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;
  • формирование единой правовой системы демократического государства;
  • проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью;
  • укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие СНГ.

Достижение целей Союзного государства осуществляется поэтапно с учетом приоритета решения экономических и социальных задач. Конкретные мероприятия и сроки их выполнения определяются решениями органов Союзного государства или договорами государств участников. По мере становления Союзного государства будет рассмотрен вопрос о принятии его Конституции.

Союзное государство базируется на принципах суверенного равенства государств участников, добровольности, добросовестного выполнения ими взаимных обязательств. Союзное государство основано на разграничении предметов ведения и полномочий между Союзным государством и государствами участниками (ст. 3 Договора).

Государства участники создают единое экономическое пространство.

В Союзном государстве действует унифицированное, а затем и единое законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность, в том числе гражданское и налоговое законодательство (ст. 20 Договора).

В целях создания единого экономического пространства государства участники принимают согласованные меры по поэтапному сближению основных социальных и макроэкономических показателей развития и проводят единую структурную политику (ст. 21 Договора).

В Союзном государстве: а) поэтапно вводится единая денежная единица (валюта) с одновременным созданием единого эмиссионного центра (ст. 22 Договора); б) осуществляется единая политика в области ценообразования, включая вопросы регулирования цен и тарифов (ст. 23 Договора); в) действуют единые принципы взимания налогов, не зависящие от места нахождения налогоплательщиков на его территории (ст. 27 Договора).

В Союзном государстве действует единое таможенное пространство, в отношении которого применяются: 1) единый порядок экспортного контроля; 2) единые меры нетарифного регулирования, включая применение количественных ограничений, лицензирование ввоза и вывоза товаров, ведение единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения ввоза и вывоза; 3) единый порядок взаимного признания лицензий, сертификатов и разрешений на ввоз или вывоз товаров (ст. 29 Договора).

Договор открыт для присоединения к нему других государств, являющихся субъектами международного права, разделяющих цели и принципы Союзного государства и принимающих на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из Договора. Государства участники рассматривают обращения третьих государств и приглашают их стать участниками настоящего Договора после выполнения необходимых условий для вступления, которые устанавливаются Высшим Государственным Советом, и осуществления процедур, связанных с расширением числа государств участников (ст. 65 Договора).

Договор подлежит ратификации государствами участниками и вступает в силу с даты обмена ратификационными грамотами. Договор является бессрочным (ст. 69 Договора).

РФ ратифицировала настоящий Договор Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 25 ФЗ. Договор вступил в силу 26 января 2000 г.

В соответствии с программой действий РФ и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства (подписана 8 декабря 1999 г. в Москве) предусматриваются следующие мероприятия по унификации налогового законодательства и проведению с 2001 г. единой налоговой политики:

  • на 1 м этапе (срок 2000 г.) проводится работа по унификации, гармонизации и сближению налогового законодательства государств участников (в части принципов налогообложения, понятийного и терминологического аппарата).
  • на 2 м этапе (срок 2001 г.) осуществляется переход к единой налоговой политике, единым принципам взимания налогов вне зависимости от местонахождения налогоплательщиков на территории Союзного государства, в том числе в вопросах порядка установления и взимания налогов, учета налогоплательщиков, контроля за соблюдением налогового законодательства и других вопросах;
  • на 3 м этапе (срок 2001—2002 гг.) принимается Налоговый кодекс Союзного государства (п. 4 Программы).

В сфере проведения единой торговой и таможенно тарифной политики в отношении третьих стран, международных организаций и объединений установлены следующие мероприятия.

На первом этапе (срок 2002 г.): 1) проводится работа по унификации торговых режимов с третьими странами и отношений с международными объединениями, скоординированно ведутся переговоры о присоединении к Всемирной торговой организации; 2) завершается формирование единого таможенного пространства и создается Комиссия по тарифному и нетарифному регулированию; 3) унифицируются таможенные тарифы, льготы по уплате таможенных пошлин, правила и критерии определения страны происхождения товаров и их таможенной стоимости, таможенные режимы, порядок таможенного оформления и таможенного контроля, экспортного и валютного контроля, меры нетарифного регулирования.

На втором этапе (срок 2004 г.) после осуществления мероприятий, предусмотренных на первом этапе, завершается унификация: 1) национальных нормативных правовых актов, касающихся регулирования внешней торговли; 2) таможенного законодательства; 3) нормативных правовых актов, обеспечивающих защиту экономических интересов государств в торговле с третьими странами; 4) правоотношений в области косвенного налогообложения во внешней торговле.

На третьем этапе (срок 2005 г.) формируются органы управления Союзного государства в области торговой и таможенной политики, а также принимаются идентичные нормативных правовые акты государств участников в области торговой и таможенной политики: 1) таможенные кодексы; 2) законы РФ о таможенном тарифе; 3) законы о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности; 4) законы о мерах по защите экономических интересов государств участников при осуществлении внешней торговли; 5) законы о валютном регулировании и валютном контроле (п. 6 Программы).


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Кушнир И.В. Налоги и налогообложение | Меденцов А.С. Налоги и налогообложение | Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации