Толкушкин А.В. Энциклопедия российского и международного налогообложения

Единый сельскохозяйственный налог

Единый сельскохозяйственный налог — система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (специальный налоговый режим), установленная главой 26.1 НК и вводимая в действие законом субъекта РФ.

Перевод организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей на уплату налога производится независимо от численности работников.

Организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, переводятся на уплату налога при условии, что за предшествующий календарный год доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной ими на сельскохозяйственных угодьях (объектах налогообложения в соответствии со ст. 346.3 НК), в том числе от реализации продуктов ее переработки, в общей выручке этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) составила не менее 70%.

Уплата налога организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями предусматривает замену для них совокупности налогов и сборов, подлежащих уплате в соответствии со ст. 13, 14 и 15 НК, за исключением следующих налогов и сборов: 1) НДС; 2) акцизов; 3) платы за загрязнение окружающей природной среды; 4) налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; 5) государственной пошлины; 6) таможенной пошлины; 7) налога на имущество физических лиц (в части жилых строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности индивидуальных предпринимателей); 8) налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения; 9) лицензионных сборов.

Организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату налога: 1) уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ о пенсионном обеспечении; 2) не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК (ст. 346.1).

Налогоплательщики — организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями (п. 1 ст. 346.2 НК). Объект налогообложения — сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности, во владении и (или) в пользовании (ст. 346.3 НК). Налоговая база — сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий, признаваемых объектом налогообложения. Методика определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий устанавливается и утверждается Правительством РФ (ст. 346.4 НК). Налоговый период — квартал (ст. 346.5 НК).

Налоговая ставка устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ в рублях и копейках с одного сопоставимого по кадастровой стоимости гектара сельскохозяйственных угодий, расположенных на их территориях. Размер налоговой ставки определяется как отношение одной четвертой суммы налогов и сборов, подлежавших уплате сельскохозяйственными товаропроизводителями в бюджеты всех уровней в соответствии с общим режимом налогообложения за предшествующий календарный год, за исключением налогов и сборов, обязанность по уплате которых сохраняется при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, к сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий. В случае, если сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности, во владении и (или) в пользовании сельскохозяйственных товаропроизводителей, расположены на территориях нескольких субъектов РФ, которые ввели налог, при определении размера ставки налога сумма налогов и сборов распределяется между соответствующими субъектами РФ пропорционально площадям сельскохозяйственных угодий, расположенных на территориях этих субъектов РФ. Размер налоговой ставки для налогоплательщиков, у которых сумма полученного дохода за налоговый период в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий более чем в 10 раз превышает ее кадастровую стоимость, увеличивается на 35%. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе повышать (понижать) налоговую ставку не более чем на 25% для отдельных категорий налогоплательщиков (ст. 346.6 НК).

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком как произведение налоговой ставки и налоговой базы (ст. 346.7 НК). Налог уплачивается налогоплательщиком по месту нахождения сельскохозяйственных угодий в срок не позднее 20 го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 346.8 НК).

Суммы налога, уплачиваемые организациями, зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения по следующим нормативам: 1) федеральный бюджет — 30,0% общей суммы налога; 2) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,2%; 3) территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 3,4%; 4) Фонд социального страхования РФ — 6,4%; 5) бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты — 60,0% общей суммы налога.

Суммы налога, уплачиваемые крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения по следующим нормативам: 1) федеральный бюджет — 10,0% общей суммы налога; 2) бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты — 80,0%; 3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,2%; 4) территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 3,4%; 5) Фонд социального страхования РФ — 6,4% общей суммы налога.

Распределение сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, устанавливается в соответствии с нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов субъектов РФ (ст. 346.9 НК).

Налогоплательщики обязаны вести учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения сельскохозяйственных угодий не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются МНС по согласованию с Минфином. Перевод на уплату налога не освобождает организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей от обязанностей, установленных действующими нормативными правовыми актами РФ, по представлению в налоговые органы бухгалтерской отчетности и иной отчетности, предусмотренной законодательством о налогах и сборах (ст. 346.10 НК).


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Кушнир И.В. Налоги и налогообложение | Меденцов А.С. Налоги и налогообложение | Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации