Толкушкин А.В. Энциклопедия российского и международного налогообложения

Единый социальный налог

Единый социальный налог (ЕСН)федеральный налог, предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь, взимаемый в соответствии с главой 24 НК (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2001 г. № 198 ФЗ).

Налогоплательщиками налога признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам (работодатели):

а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию (ст. 235 НК).

Объектом налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Объектом налогообложения для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества или имущественных прав (п. 1 ст. 236 НК).

Объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей и адвокатов признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является валовая выручка, определяемая в соответствии с Федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (п. 2 ст. 236 НК).

Выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если: а) у налогоплательщиков организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде; б) у налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде (п. 3 ст. 236 НК).

Налоговая база организаций и индивидуальных предпринимателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, не подлежащих налогообложению ЕСН, и сумм налоговых льгот по ЕСН), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица — работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей). Налоговая база физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, определяется как сумма выплат и вознаграждений за налоговый период в пользу физических лиц (п. 1 ст. 237 НК). Налогоплательщики работодатели определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом (п. 2 ст. 237 НК).

Налоговая база индивидуальных предпринимателей, адвокатов определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской деятельности либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль организаций.

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1 (п. 2 ст. 237 НК).

При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) — исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов (п. 4 ст. 237 НК).

Сумма вознаграждения, учитываемая при определении налоговой базы в части, касающейся авторского договора, определяется в соответствии с нормами НК по определению налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (ст. 210 и п. 3 части первой ст. 221 НК).

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 240 НК).

Для налогоплательщиков работодателей за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки (п. 1 ст. 241 НК):

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года Федеральный бюджет Фонд социального страхования РФ Фонды обязательного медицинского страхования Итого
Федеральный фонд Территориальные фонды
До 100 000 р.28,0%4,0%0,2%3,4%35,6%
От 100 001 р. до 300 000 р. 28 000 р. + 15,8% с суммы, превышающей 100 000 р. 4000 р. + 2,2% с суммы, превышающей 100 000 р. 200 р. + 0,1% с суммы, превышающей 100 000 р. 3400 р. + 1,9% с суммы, превышающей 100 000 р. 35 600 р. + 20,0% с суммы, превышающей 100 000 р.
От 300 001 р. до 600 000 р. 59 600 р. + 7,9% с суммы, превышающей 300 000 р. 8400 р. + 1,1% с суммы, превышающей 300 000 р. 400 р. + 0,1% с суммы, превышающей 300 000 р. 7200 р. + 0,9% с суммы, превышающей 300 000 р. 75 600 р. + 10,0% с суммы, превышающей 300 000 р.
Свыше 600 000 р. 83 300 р. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 р. 11 700 р.700 р.9900 р.105 600 р. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 р.

В случае, если на момент уплаты авансовых платежей по налогу налогоплательщиками работодателями накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2500 рублей, налог уплачивается по максимальной ставке, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо. Налогоплательщики, у которых налоговая база удовлетворяет указанному критерию, не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога. При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) — выплаты в пользу 30% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.

При расчете налоговой базы в среднем на одного работника учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом РФ по статистике.

При определении указанных условий принимается средняя численность работников, учитываемых при расчете суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет (п. 2 ст. 241 НК).

Для индивидуальных предпринимателей применяются следующие ставки (п. 3 ст. 241 НК):

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года Федеральный бюджет Фонд социального страхования РФ Фонды обязательного медицинского страхования Итого
Федеральный фонд Территориальные фонды
До 100 000 р.28,0%4,0%0,2%3,4%35,6%
От 100 001 р. до 300 000 р. 28 000 р. + 15,8% с суммы, превышающей 100 000 р. 4000 р. + 2,2% с суммы, превышающей 100 000 р. 200 р. + 0,1% с суммы, превышающей 100 000 р. 3400 р. + 1,9% с суммы, превышающей 100 000 р. 35 600 р. + 20,0% с суммы, превышающей 100 000 р.
От 300 001 р. до 600 000 р. 59 600 р. + 7,9% с суммы, превышающей 300 000 р. 8400 р. + 1,1% с суммы, превышающей 300 000 р. 400 р. + 0,1% с суммы, превышающей 300 000 р. 7200 р. + 0,9% с суммы, превышающей 300 000 р. 75 600 р. + 10,0% с суммы, превышающей 300 000 р.
Свыше 600 000 р. 83 300 р. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 р. 11 700 р.700 р.9900 р.105 600 р. + 2,0% с суммы, превышающей 600 000 р.

Дата осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов определяется как:

  • день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) — для выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками работодателями;
  • день выплаты вознаграждения физическому лицу, в пользу которого осуществляются выплаты, — для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями;
  • день фактического получения соответствующего дохода — для доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также связанных с этой деятельностью иных доходов (ст. 242 НК).

В НК установлены: а) порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками работодателями (ст. 243 НК); б) порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, не являющимися работодателями (ст. 244 НК); в) особенности исчисления и уплаты налога отдельными категориями налогоплательщиков (ст. 245 НК); г) перечень федеральных ведомств, учреждений и организаций РФ, освобождаемых от уплаты налога (п. 2—4 ст. 245 НК).

Индивидуальные предприниматели, адвокаты не исчисляют и не уплачивают налог в части суммы налога, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ.


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Кушнир И.В. Налоги и налогообложение | Меденцов А.С. Налоги и налогообложение | Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации