Толкушкин А.В. Энциклопедия российского и международного налогообложения

Компенсационные меры

Компенсационные меры - меры по ограничению импорта товара, субсидируемого иностранным государством (союзом иностранных государств), которые применяет Правительство РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе временной компенсационной пошлины (ст. 2 Закона № 63-ФЗ). Применение компенсационных мер регламентировано в главе IV (ст. 12—14) Закона № 63-ФЗ.

Общие принципы применения компенсационных мер установлены в ст. 12 Закона № 63-ФЗ.

Правительство РФ может применить компенсационные меры, если в результате расследования, проведенного федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение расследований, установлено, что импорт какого-либо товара, при производстве или экспорте которого использовались субсидии иностранного государства (союза иностранных государств), причиняет существенный ущерб отрасли российской экономики или угрожает его причинить.

Для применения компенсационных мер в ходе расследования, предшествующего введению компенсационных мер, подлежат установлению следующие факты: 1) предоставленная иностранным государством (союзом иностранных государств) субсидия является специфической субсидией; 2) размер субсидии превышает пять процентов стоимости товара; 3) субсидия направлялась на возмещение расходов производителя или экспортера на основную деятельность; 4) субсидия выдавалась многократно.

Компенсационные меры применяются: 1) с учетом интересов российских потребителей товара, ставшего предметом расследования; 2) в отношении импорта товара, при производстве или экспорте которого использовались субсидии всех производителей (экспортеров) такого товара соответствующего иностранного государства (союза иностранных государств). Компенсационные меры могут вводиться на индивидуальной основе в отношении импорта товара, при производстве или экспорте которого использовались субсидии конкретных производителей (экспортеров) такого товара или объединений таких производителей (экспортеров), с учетом практики применения компенсационных мер в отношениях с данным государством.

В случае, если производство аналогичного российского товара субсидируется и при этом используется один или несколько видов субсидий для обеспечения нормальных условий конкуренции, при расчете ставки компенсационной пошлины учитывается совокупный объем соответствующих российских субсидий (ст. 12).

В целях применения компенсационных мер установлены особенности определения существенного ущерба отрасли российской экономики при субсидировании иностранным государством (союзом иностранных государств) товаров, импортируемых в РФ.

Особенности введения и применения компенсационных мер установлены в ст. 14 Закона № 63-ФЗ. Компенсационные меры могут применяться только на основании результатов соответствующего расследования, установившего наличие причинно-следственной связи между импортом товара, при производстве или экспорте которого использовались субсидии иностранного государства (союза иностранных государств), и причинением существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозой его причинения (п. 1 ст. 14).

В исключительных случаях, но не ранее чем через 60 дней после начала расследования, если информация, полученная до его окончания, свидетельствует о наличии импорта субсидируемого товара и существенном ущербе отрасли российской экономики, причиненном импортом такого товара, а также о том, что задержка с введением компенсационной пошлины грозит причинить непоправимый существенный ущерб отрасли российской экономики, Правительство РФ может принять решение о введении временной компенсационной пошлины (п. 2 ст. 14).

Ставка компенсационной пошлины не должна превышать размер установленной иностранным государством (союзом иностранных государств) субсидии в расчете на единицу соответствующего товара при импорте его в РФ (п. 3 ст. 14).

Дальнейшее расследование в целях возможного применения компенсационных мер может быть прекращено при получении от иностранного государства (союза иностранных государств) добровольно принятого им на себя обязательства в письменном виде об отказе от субсидий или о сокращении субсидий в отношении соответствующего товара в приемлемом размере.

В случае, если производитель (экспортер) иностранного государства (союза иностранных государств) примет в письменном виде на себя обязательство о повышении экспортной цены товара в размере субсидии, введенная компенсационная пошлина не взимается со дня принятия Правительством РФ или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение расследований, такого обязательства (п. 4 ст. 14).

В случае нарушения вышеуказанных обязательств, Правительство РФ может немедленно ввести компенсационную пошлину. Срок действия компенсационной пошлины остается в силе до тех пор, пока действует соответствующая субсидия, но он не должен превышать пяти лет со дня введения компенсационной пошлины или последнего пересмотра ставки указанной пошлины в результате повторного расследования. Пересмотр компенсационной пошлины осуществляется регулярно в течение срока ее действия по инициативе Правительства РФ. В случае причинения существенного ущерба отрасли российской экономики вследствие импорта товара, в отношении которого предоставляются субсидии третьими государствами, Правительство РФ проводит консультации со страной происхождения такого товара без применения компенсационных пошлин. Если подобные консультации не дают положительных результатов, Правительство РФ извещает правительство такого государства о введении компенсационной пошлины с предоставлением результатов проведенного расследования (п. 5 ст. 14).


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Кушнир И.В. Налоги и налогообложение | Меденцов А.С. Налоги и налогообложение | Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации