Толкушкин А.В. Энциклопедия российского и международного налогообложения

Консульское должностное лицо

Консульское должностное лицо — термин Венской конвенции 1963 г., означающий любое лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций (ст. 1 Конвенции). Существует две категории консульских должностных лиц: 1) штатные консульские должностные лица; 2) почетные консульские должностные лица (п. 2 ст. 1 Конвенции). Консульское должностное лицо может при особых обстоятельствах, с согласия государства пребывания, выполнять свои функции за пределами своего консульского округа (ст. 6 Конвенции).

В государстве, где представляемое государство не имеет дипломатического представительства и где оно не представлено дипломатическим представительством третьего государства, консульское должностное лицо может, с согласия государства пребывания и без изменения его консульского статуса, быть уполномочено на совершение дипломатических актов. Совершение таких актов консульским должностным лицом не дает ему права претендовать на дипломатические привилегии и иммунитеты. Консульское должностное лицо может, после уведомления государства пребывания, действовать в качестве представителя представляемого государства при любой межправительственной организации. Действуя в этом качестве, оно имеет право пользоваться всеми привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми такому представителю международным обычным правом или международными договорами. Однако в том, что касается выполнения им любой консульской функции, оно не имеет права на больший иммунитет от юрисдикции, чем тот, на который консульское должностное лицо имеет право согласно Венской конвенции 1963 г. (ст. 17 Конвенции).

Два или несколько государств могут, с согласия государства пребывания, назначить одно и то же лицо в качестве должностного лица в этом государстве (ст. 18 Конвенции).

Представляемое государство заблаговременно сообщает государству пребывания полное имя и фамилию, категорию и класс всех консульских должностных лиц, помимо главы консульского учреждения, с тем, чтобы государство пребывания могло, если оно это пожелает, осуществить свои права.

Представляемое государство может, если это требуется по его законам и правилам, просить государство пребывания о выдаче экзекватуры консульскому должностному лицу, не являющемуся главой консульского учреждения. Государство пребывания может, если это требуется по его законам и правилам, выдать экзекватуру консульскому должностному лицу, не являющемуся главой консульского учреждения (ст. 19 Конвенции).

В принципе консульские должностные лица должны быть гражданами представляемого государства. Консульские должностные лица не могут назначаться из числа граждан государства пребывания иначе, как с определенно выраженного согласия этого государства, причем это согласие может быть в любое время аннулировано. Государство пребывания может оговорить за собой подобное же право в отношении граждан третьего государства, которые не являются одновременно гражданами представляемого государства (ст. 22 Конвенции). Государство пребывания обязано относиться к консульским должностным лицам с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу или достоинство (ст. 40 Конвенции).

Консульские должностные лица пользуются правом личной неприкосновенности в соответствии со ст. 41 Конвенции (за исключением случаев совершения тяжких преступлений).

Консульские должностные лица, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за исключением:

  • косвенных налогов, которые обычно включаются в стоимость товаров или обслуживания;
  • сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания, с установленными изъятиями;
  • налогов на наследственное имущество, или пошлин на наследование, или налогов на переход имущества, взимаемых государством пребывания, с установленными изъятиями;
  • налогов и сборов на частный доход, включая доходы с капитала, источник которого находится в государстве пребывания, и налогов на капиталовложения в коммерческие или финансовые предприятия в государстве пребывания;
  • сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания;
  • регистрационных, судебных и реестровых пошлин, ипотечных сборов, гербовых сборов, с установленными изъятиями (ст. 49 Конвенции).

Государство пребывания, в соответствии с принятыми в нем законами и правилами, разрешает ввоз и освобождение от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов за хранение, перевозку и подобного рода услуги, предметы, предназначенные для личного пользования консульским должностным лицом или членами его семьи, проживающими вместе с ним, включая предметы, предназначенные для его обзаведения. Количество потребительских товаров не должно превышать количества, необходимого для непосредственного потребления соответствующими лицами.

Личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей, проживающих вместе с ними, который следует вместе с этими лицами, освобождается от таможенного досмотра. Он может быть досмотрен лишь в случае, если есть серьезные основания предполагать, что в нем содержатся предметы, предназначенные для личного пользования консульским должностным лицом или членами его семьи, или же предметы, ввоз и вывоз которых запрещен законами и правилами государства пребывания или которые подпадают под его карантинные законы и правила. Такой досмотр должен производиться в присутствии соответствующего консульского должностного лица или члена его семьи (ст. 50 Конвенции). В отношении действий, совершаемых консульским должностным лицом при выполнении своих функций, иммунитет от юрисдикции продолжает существовать без ограничения сроком (ст. 53 Конвенции). Штатные консульские должностные лица не должны заниматься в государстве пребывания какой-либо профессиональной или коммерческой деятельностью с целью получения личных доходов (ст. 57 Конвенции).


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Кушнир И.В. Налоги и налогообложение | Меденцов А.С. Налоги и налогообложение | Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации