Толкушкин А.В. Энциклопедия российского и международного налогообложения

Критерии, используемые для классификации налогов

Критерии, используемые для классификации налогов - критерии, используемые для группировки налогов (сборов, пошлин и иных платежей обязательного характера) и налоговых поступлений в целях разработки налоговой политики государств, налоговой и бюджетной статистики, анализа структуры налоговых поступлений, международных сопоставлений и международного налогового планирования.

Всю совокупность платежей налогового характера можно подразделить (классифицировать) на группы по определенным критериям и признакам.

Для выявления особенностей отдельных видов налогообложения налоговедение использует следующие классификационные критерии и признаки налоговых платежей: а) по плательщикам; б) по объектам обложения; в) по компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов; г) по адресности зачисления налоговых платежей; д) по целевой направленности; е) по периодичности взимания.

В зависимости от того, какие категории лиц являются налогоплательщиками, все налоги можно подразделить на три группы: 1) налоги, уплачиваемые физическими лицами; 2) налоги, уплачиваемые юридическими лицами; 3) налоги, уплачиваемые физическими и юридическими лицами.

К налогам и сборам, уплачиваемым только физическими лицами, относятся: налоги на доходы физических лиц, налоги на имущество физических лиц, налоги на наследство и дарение, социальные налоги (взносы), взимаемые непосредственно с доходов, полученных физическими лицами, а также отдельные виды сборов. В 2002 г. в РФ к таким налогам относятся:

К налогам и сборам, уплачиваемым только юридическими лицами, относятся: налоги на доход, прибыль и поступления от капитала юридических лиц (обществ с ограниченной ответственностью); налоги на имущество юридических лиц. В 2002 г. в России к таким налогам относятся:

Наиболее многочисленную группу составляют налоги и сборы, плательщиками которых могут одновременно выступать как физические, так и юридические лица. В России к таким налогам и сборам относятся:

Важно отметить, что плательщиками ряда налогов, отнесенных к третьей группе, являются не все физические лица, а только физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели). Эта категория физических лиц может (при определенных условиях) быть плательщиком акцизов; налога на добавленную стоимость; налога с продаж; единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

В зависимости от объекта налогообложения налоги подразделяются на следующие группы: 1) налоги на доходы; 2) налоги на имущество; 3) налоги на реализацию товаров (работ, услуг); 4) налоги на определенные виды расходов; 5) налоги на совершение определенных операций; 6) налоги и сборы за право осуществления определенных видов деятельности.

Налоги на доходы подразделяются на: налоги, взимаемые с совокупного годового дохода (общие подоходные), и налоги, взимаемые с отдельных видов доходов. В РФ к налогам, взимаемым с совокупного дохода плательщиков, относится налог на прибыль организаций. На основе совокупного годового дохода взимался до 1 января 2001 г. подоходный налог с физических лиц. В соответствующих актах законодательства предусматриваются особые условия налогообложения таких видов доходов, как проценты, дивиденды, доходы от продажи отдельных видов имущества, выигрыши. Кроме того, устанавливаются особенности налогообложения доходов физических лиц, не являющихся резидентами РФ. В других странах такие виды доходов могут облагаться самостоятельными налогами. К налогам, взимаемым с отдельных видов доходов, могут относиться: налоги на доходы от денежных капиталов, налог на доходы игорного бизнеса, а также самостоятельные налоги на доходы банков, страховщиков, бирж и т.д.

Налоги на имущество подразделяются на: налоги, взимаемые с совокупной стоимости имущества (общие поимущественные), и налоги, взимаемые с отдельных видов имущества. К общим поимущественным налогам относятся налоги, взимаемые с совокупной стоимости различных видов имущества.

Примером налога, взимаемого с совокупной стоимости имущества, является налог на имущество предприятий, взимаемый в РФ. К налогам, взимаемым с отдельных видов имущества, относятся: а) поземельные налоги; б) налоги, взимаемые со строений; в) налоги с отдельных видов транспортных средств; г) налоги (сборы) с владельцев животных. В РФ к налогам с отдельных видов имущества относятся: а) налог на строения, помещения и сооружения; б) налог на транспортные средства. Оба этих, по сути самостоятельных, налога взимаются в соответствии с Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц». Кроме того, в РФ взимаются: земельный налог; налог на отдельные виды транспортных средств; сбор с владельцев собак.

От налогов на имущество следует отличать налоги, которыми облагается переход права собственности на имущество. Группу налогов на переход права собственности составляют налоги на наследство и налоги на дарение.

В РФ фактически два самостоятельных вида налогообложения перехода права собственности осуществляются на основе Закона «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения». Налоги на наследство, в свою очередь, подразделяются на налоги, взимаемые с совокупной стоимости наследства, и налоги, взимаемые со стоимости доли имущества, переходящего к отдельному наследнику. В РФ используется налогообложение доли имущества, переходящего к отдельному наследнику. Кроме того, к налогам на переход права собственности следует относить также налоги (пошлины, сборы), взимаемые при регистрации нотариальными и государственными органами соответствующих сделок с имуществом (наследств и дарений).

В группу налогов на реализацию товаров (работ, услуг) включаются те налоги, объектами обложения по которым выступают обороты по реализации товаров (работ, услуг). В эту группу включаются: налог на добавленную стоимость, налог с оборота, акцизы и налог с продаж. Налог на добавленную стоимость и налог с оборота обычно называются общими налогами на потребление (объектом налогообложения выступают обороты по реализации любых товаров, работ, услуг, за исключением освобождаемых от обложения).

Акцизы взимаются с оборотов по реализации отдельных видов товаров. Налог с продаж, как правило, взимается с оборотов по реализации товаров (работ, услуг), но только в сфере розничной торговли. В РФ объектом обложения налогом с продаж является также оптовая продажа за наличный расчет.

К налогам на реализацию товаров (работ, услуг) могут относиться также и иные налоги. Например, в России взимается налог на пользователей автомобильных дорог, зачисляемый в целевые внебюджетные дорожные фонды.

Так как объектом обложения по этому налогу выступает не пользование автомобильными дорогами и не проезд по ним, а выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг), или разница между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности, данный налог следует относить к налогам на реализацию товаров (работ, услуг). Кроме того, стоимость реализованной продукции, выполненных работ, предоставленных услуг является объектом обложения сбором за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний.

Налоги на реализацию товаров (работ, услуг) в отдельных изданиях могут иметь общее название «налоги на потребление». Такое название эти налоги получили потому, что хотя их плательщиком является лицо, производящее или реализующее соответствующие товары (работы, услуги), носителем налогового бремени являются потребители. Следует отметить, что к налогам на потребление относятся также и налоги, взимаемые при ввозе товаров на территорию страны, — таможенные пошлины и сборы.

Объектами налогообложения могут выступать определенные виды расходов. К налогам на определенные виды расходов могут относиться налоги на выплачиваемую заработную плату (на фонд заработной платы), налоги на приобретение инвестиционных товаров, на приобретение иностранной валюты, на приобретение объектов недвижимости и т.д. К налогам на определенные виды расходов в РФ относятся: налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; налог на рекламу. Кроме того, для работодателей единый социальный налог (взнос) также представляет собой налог на определенный вид расхода — выплату заработной платы и вознаграждений по трудовым договорам (контрактам). С фонда заработной платы в 1990-е гг. уплачивался сбор на нужды образовательных учреждений и сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели.

Налоги на совершение определенных операций. Объектом налогообложения может выступать стоимость сделок имущественного характера и стоимость исковых заявлений. В РФ стоимость сделок имущественного характера и стоимость исковых заявлений является объектом обложения государственной пошлиной. Кроме того, до середины 90-х гг. в России взимался налог на операции с ценными бумагами. Данный налог впоследствии был реформирован и фактически преобразован в налог на эмиссию ценных бумаг (взимается при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг открытых акционерных обществ).

Действующим российским законодательством предусматриваются различного рода налоги и сборы за право осуществления определенных видов деятельности (лицензионные платежи). Установлены федеральные сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Фактически характер лицензионного сбора имеет местный регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Аналогичный характер носят не подлежащие взиманию с введением налога с продаж местные сборы: лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор за проведение кино- и телесъемок; сбор за открытие игорного бизнеса.

По компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов налоги можно подразделить на: взимаемые на всей территории государства и взимаемые только на определенных территориях. Налоги, взимаемые на всей территории государства, — это, как правило, налоги, вводимые на общегосударственном (федеральном и конфедеральном) уровне. При этом на общегосударственном уровне могут устанавливаться какие-либо ограничения по взиманию налогов на отдельных территориях. Такая практика была широко распространена в Российской Империи в XIX — начале ХХ столетия, когда отдельные виды общегосударственных налогов и сборов были обязательны на одних территориях и при этом не могли вводиться на других. Существовала значительная специфика в сфере налогообложения для европейской части России, Сибири, Кавказа, Царства Польского, Финляндии и других территорий.

К налогам, взимаемым на отдельных территориях государства, относятся налоги штатов, провинций, земель, регионов, а также налоги, устанавливаемые и вводимые органами местного самоуправления (городами, коммунами, округами и т.д.).

Современные государства значительно различаются по компетенции уровней государственной власти и местного самоуправления по установлению и введению налогов и других платежей обязательного характера. Как правило, в унитарных государствах существует жесткая общенациональная регламентация установления и введения налогов и сборов. Региональным властям и органам местного самоуправления обычно предоставляются ограниченные права по изменению ставок налогообложения и применению отдельных видов льгот. В федеративных и конфедеративных государствах обычно используется разделение полномочий по установлению и введению определенных видов налогообложения.

Распределение налоговых полномочий между различными уровнями государственной власти и местного самоуправления является одной из сложнейших проблем при создании и реформировании налоговых систем. Наделение региональных и местных властей широкими полномочиями в сфере налогообложения позволяет максимально учитывать специфику той или иной территории, расширяет возможности по проведению этими органами самостоятельной налоговой, бюджетной, финансовой, экономической, социальной политики. Жесткая регламентация и ограничение прав регионов и органов местного самоуправления по установлению и введению налогов и сборов позволяет унифицировать налоговую систему, создает единообразные и приблизительно равные условия для осуществления экономической деятельности в стране, способствует повышению эффективности налогового контроля и борьбы с налоговыми правонарушениями и налоговыми преступлениями. На распределение налоговых полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления оказывают влияние политические, экономические, организационные и этнические факторы, а также исторические и культурные традиции.

Обычно на общефедеральном уровне осуществляется регламентация обложения таможенными пошлинами и сборами, налогом на добавленную стоимость, акцизами, налогами на доходы физических лиц и налогами на доходы юридических лиц. Кроме того, практически во всех странах на общегосударственном уровне жестко устанавливаются условия взимания обязательных отчислений социального характера, взимаемых как с работодателей, так и с наемных работников. На средних (региональных, штатных, земельных) уровнях часто осуществляется регламентация ресурсными налогами, налогами с продаж. Часто региональным властям предоставляется определенная свобода во введении различного рода надбавок к налогам на доходы юридических лиц либо определенные возможности по предоставлению льгот по этим налогам. К традиционной сфере, в которой региональным и местным властям предоставляется максимальная свобода в установлении условий обложения, относятся налоги с недвижимых имуществ (земли, строений, сооружений) и промысловые налоги.

В РФ применяется распределение налоговой компетенции различных уровней государственной власти и органов местного самоуправления, характерное для унитарных государств. Права региональных законодательных органов власти и представительных органов местного самоуправления по установлению и введению налогов и сборов жестко ограничены нормами Налогового кодекса РФ.

В РФ установлена трехуровневая налоговая система. Налоги и сборы подразделяются на: федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. Региональные налоги и сборы устанавливаются НК и законами субъектов РФ и вводятся в действие в соответствии с НК, законами субъектов РФ. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся специальными нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления. Сфера действия местных налогов и сборов — подведомственная соответствующему органу местного самоуправления территория.

Законодательным органам субъектов РФ и представительным органам местного самоуправления предоставлено право определять только следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК, порядок и сроки уплаты, а также формы отчетности соответственно по региональным и местным налогам. Кроме того, законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком по региональным налогам, а законодательные (представительные) органы местного самоуправления могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком по местным налогам. Все остальные элементы налогообложения могут устанавливаться только Налоговым кодексом. Не могут устанавливаться региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные НК.

Реформирование налоговой системы, осуществляемое в РФ, приводит к отдельным изменениям в перераспределении полномочий федерального центра, регионов и органов местного самоуправления в сфере установления и введения отдельных видов налогообложения. К числу наиболее значимых изменений, осуществлявшихся во второй половине 90-х гг., следует отнести введение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, а также право устанавливать и вводить региональный налог с продаж. Эти мероприятия существенно расширили полномочия региональных законодательных органов по изменению условий налогообложения доходов физических лиц — предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих отдельные виды деятельности.

В связи с введением в действие части второй НК федеральные налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, преобразуются в региональный дорожный налог, от федерального центра в ведение регионов передается налог на игорный бизнес. С другой стороны, региональный лесной доход преобразуется в федеральный лесной налог. Кроме того, федеральный налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, преобразуется в местный налог на наследование или дарение.

В подавляющем большинстве развитых стран регламентация данного вида налогообложения осуществляется на общенациональном уровне. Одной из важных черт современной налоговой реформы является упразднение права органов местного самоуправления вводить разнообразные многочисленные сборы, предусматривавшиеся Законом об основах налоговой системы.

В зависимости от адресности зачисления платежей все налоги и сборы подразделяются на закрепленные и регулирующие. Закрепленными налогами и сборами называются налоги и сборы, поступления по которым на длительный период полностью или частично закрепляются в качестве доходного источника определенных бюджетов. К закрепленным относятся: таможенные пошлины, сборы и иные платежи, зачисляемые в доход федерального бюджета на основании Бюджетного кодекса РФ, а также подавляющее большинство местных налогов и сборов. В соответствии с Законом об основах налоговой системы суммы платежей по налогу с продаж зачисляются в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты в размере соответственно 40% и 60%.

К регулирующим налогам и сборам относятся налоги и сборы, по которым могут устанавливаться нормативы отчислений в бюджеты различных уровней. В РФ к регулирующим налогам и сборам относятся большинство федеральных налогов, а также все региональные налоги и сборы.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ нормативы отчислений должны устанавливаться не менее чем на три года. Распределение поступлений федеральных налогов и сборов по звеньям бюджетной системы устанавливается Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В доходы федерального бюджета РФ в 2001 г. полностью зачислялись платежи по следующим видам федеральных налогов: а) НДС на товары (работы, услуги), как производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, так и ввозимые на территорию РФ; б) акцизов на нефть и стабильный газовый конденсат, природный газ, легковые автомобили, мотоциклы, бензин автомобильный, дизельное топливо, масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, этиловый спирт-сырец из всех видов сырья (за исключением пищевого), спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением пищевого и спирта-сырца из всех видов сырья, за исключением пищевого); в) акцизов на товары, ввозимые на территорию РФ; г) налога на операции с ценными бумагами; д) таможенных пошлин, таможенных сборов и иных таможенных платежей.

По федеральному налогу на доходы физических лиц в федеральный бюджет зачисляется 1% от поступлений данного налога, по акцизам на этиловый спирт-сырец из пищевого сырья, спирт этиловый из пищевого сырья (за исключением спирта-сырца), спирт питьевой, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории РФ, — 50% налоговых доходов.

Распределение поступлений по федеральному налогу на прибыль предприятий и организаций осуществляется в соответствии с правом различных уровней государственной власти и местного самоуправления устанавливать ставку налога. В 2001 г. ставка налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, устанавливается в размере 11%.

В бюджеты субъектов РФ зачисляется налог на прибыль предприятий и организаций (в том числе иностранных юридических лиц) по ставкам, устанавливаемым законодательными (представительными) органами субъектов РФ, в размере не свыше 19%, а для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций, — по ставкам в размере не свыше 27%. В местные бюджеты зачисляется налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления в размере не выше 5%. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге решения об установлении ставки налога на прибыль предприятий и организаций в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в местные бюджеты, принимаются законодательными органами указанных субъектов РФ.

Распределение поступлений в бюджеты разных уровней осуществляется в соответствии с законодательством РФ по следующим федеральным налогам и сборам: по налогу на игорный бизнес; федеральным лицензионным и регистрационным сборам; налогу на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; платежам за пользование недрами; отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы; по региональному единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства; по региональному единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности и ряду других видов налогов и сборов. Поступления по ряду федеральных налогов и сборов подлежат зачислению в различные внебюджетные фонды.

По критерию использования налоговых поступлений налоги и сборы подразделяются на общие и целевые. К общим относятся налоги и сборы, не предназначенные для финансирования какого-либо конкретного расхода.

Такие налоги составляют подавляющее большинство, так как установление налогов обычно не имеет целью покрытие какого-либо конкретного расхода государственного бюджета.

К целевым относятся налоги и сборы, поступления по которым могут быть использованы только для финансирования конкретных расходов. К целевым обычно относятся налоги и сборы, поступления по которым зачисляются в специальные внебюджетные фонды. В РФ к таким налогам и сборам относятся федеральный единый социальный налог (взнос) и федеральные налоги, служащие источниками образования дорожных фондов. Кроме того, к целевым могут относиться налоги и сборы, поступления по которым зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты. Федеральным законом от 1 июля 1994 г.№9-ФЗ «О федеральном бюджете на 1994 год» в частичное изменение статьи 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» установлено, что отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, за исключением отчислений, оставляемых в распоряжении горнодобывающих предприятий для самостоятельного финансирования геологоразведочных работ, зачисляются в федеральный бюджет и имеют строго целевое назначение.

Целевой характер имеет также ряд местных сборов, например, целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели. По решениям представительных органов власти средства, поступившие в уплату целевых сборов, могут зачисляться на специальные счета местных бюджетов или во внебюджетные фонды и использоваться строго по назначению.

Все налоги и сборы можно подразделить на периодические и разовые.

Под периодическими налогами обычно понимаются те налоги, платежи по которым осуществляются с определенной регулярностью. К этой группе относятся налоги на имущество (земельные, со строений, с транспортных средств и т.д.), налоги на доходы как физических, так и юридических лиц, периодические налоги на потребление (акцизы, НДС, налог с продаж). По периодическим налогам всегда устанавливается налоговый период. К разовым налогам обычно относятся налоги, уплата которых связана с какими-либо особыми событиями, не образующими систему. Примерами разового налога являются налоги на наследство и дарение, таможенные пошлины, пошлины, уплачиваемые при регистрации недвижимого имущества, сборы за регистрацию автотранспортных средств.

Подавляющее большинство взимаемых в настоящее время российских налогов и сборов относятся к периодическим. К разовым относятся следующие федеральные налоги и сборы: таможенная пошлина; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; местные: курортный сбор; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Все виды налогов и сборов можно подразделить на регулярные и чрезвычайные. К регулярным обычно относятся налоги и сборы, действующие в течение длительного периода времени. При установлении регулярных налогов и сборов обычно никогда не определяется срок их действия. К чрезвычайным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установление которых вызвано наступлением каких-либо чрезвычайных обстоятельств (войны, стихийные бедствия и т.п.). Обычно при введении чрезвычайного налога или сбора особо оговаривается, что налог или сбор будет взиматься либо в течение фиксированного количества лет, либо до момента окончания соответствующего чрезвычайного обстоятельства.

Широкое распространение чрезвычайные налоги и сборы получили в периоды Первой (1914—1918 гг.) и Второй (1939—1945 гг.) мировых войн. Во многих странах были введены чрезвычайные налоги на сверхприбыль, а также различного рода надбавки к акцизам и пошлинам. Многие чрезвычайные налоги впоследствии стали функционировать в качестве обычных налогов.

Например, налоги на доходы физических лиц, впервые введенные во многих странах в период Первой мировой войны.


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Кушнир И.В. Налоги и налогообложение | Меденцов А.С. Налоги и налогообложение | Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации