Толкушкин А.В. Энциклопедия российского и международного налогообложения

Таможенный контроль

Таможенный контроль — термин ТК, означающий совокупность мер, осуществляемых таможенными органами РФ в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле, а также законодательства РФ и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ (п. 16 ст. 18 ТК). Товары и транспортные средства при перемещении через таможенную границу РФ подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных ТК (ст. 26 ТК).

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов РФ путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра; учета товаров и транспортных средств; устного опроса физических лиц и должностных лиц; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РФ; в других формах, предусмотренных ТК и иными актами законодательства РФ по таможенному делу либо не противоречащих законодательным актам РФ. При проведении таможенного контроля могут применяться технические средства, безопасные для жизни и здоровья человека, животных и растений и не причиняющие ущерба товарам, транспортным средствам, лицам. Правила проведения таможенного контроля и определяются ГТК в соответствии с ТК (ст. 180 ТК). Для целей осуществления таможенного контроля создаются зоны таможенного контроля.

Таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, за исключением случаев, предусмотренных ТК. Таможенные органы РФ вправе принудительно останавливать транспортные средства, возвращать морские, речные и воздушные суда, покинувшие таможенную территорию РФ без разрешения таможенных органов РФ, за исключением иностранных судов и судов, находящихся на территориях других государств (ст. 191 ТК).

Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу РФ либо осуществляющие деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РФ, обязаны представлять этим органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля. Перечень документов и сведений, порядок их представления определяются ГТК в соответствии с ТК и иными актами законодательства РФ. Для проведения таможенного контроля таможенные органы РФ вправе получать от банков и иных кредитных учреждений сведения и справки об операциях и состоянии счетов лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РФ. Другие правоохранительные органы РФ, налоговые органы и иные контролирующие органы РФ по собственной инициативе либо по запросу таможенных органов РФ информируют об имеющихся сведениях, необходимых для таможенного контроля. Документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться лицами не менее трех лет (ст. 182 ТК).

Товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала и до его завершения в соответствии с таможенным режимом. При ввозе таможенный контроль начинается с момента пересечения товаром и транспортным средством таможенной границы РФ. При вывозе таможенный контроль начинается с момента принятия таможенной декларации. Таможенный контроль завершается в момент выпуска товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено ТК. При выпуске товаров и транспортных средств, вывозимых за пределы таможенной территории РФ, таможенный контроль завершается в момент пересечения таможенной границы РФ. Лица обязаны соблюдать требования о минимальном периоде времени, необходимом для проведения таможенного контроля. Указанные требования устанавливаются ГТК. Вред, причиненный лицу вследствие несоблюдения им таких требований, возмещению не подлежит (ст. 192 ТК).

Таможенные органы РФ вправе привлекать в соответствии с законодательством РФ специалистов других правоохранительных и контролирующих органов, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и подчиненности, а также экспертов для оказания содействия в проведении таможенного контроля. За специалистами и экспертами, работающими в государственных органах, на государственных предприятиях, в государственных учреждениях и организациях, сохраняется средняя месячная оплата труда по месту работы. Запрос таможенного органа РФ о привлечении специалиста или эксперта для оказания содействия в проведении таможенного контроля является обязательным для исполнения руководителем государственных органа, предприятия, учреждения или организации, где этот специалист или эксперт работает (ст. 183 ТК).

В целях проведения таможенного контроля должностные лица таможенных органов РФ на основании служебного удостоверения имеют право доступа на территорию и в помещения любых лиц, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие такому контролю, документы, необходимые для таможенного контроля, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ или международными договорами РФ (ст. 184 ТК).

В целях таможенного контроля применяется идентификация товаров, транспортных средств, помещений и других мест, а также проверка финансово-хозяйственной деятельности определенных категорий лиц.

При проведении таможенного контроля таможенные органы РФ используют, как правило, те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле, иного законодательства РФ и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ.

Неприменение других форм таможенного контроля либо освобождение от них не должно означать, что лица освобождаются от обязанности соблюдать положения ТК, указанных актов и договоров. При необходимости таможенные органы РФ могут использовать все формы таможенного контроля, упомянутые в ТК, за исключением случаев освобождения от определенных форм таможенного контроля (ст. 187 ТК).

В ТК установлены правила проведения личного досмотра и таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств.

При проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда лицам, их товарам и транспортным средствам. Таможенные органы РФ и их должностные лица, причинившие неправомерный вред, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Вред, причиненный правомерными действиями должностных лиц таможенных органов РФ, возмещению не подлежит (ст. 190 ТК).

Проверка таможенной декларации, документов и досмотр товаров и транспортных средств осуществляются таможенным органом РФ не позднее десяти дней с момента принятия таможенной декларации и представления всех, необходимых для таможенных целей документов и сведений, а в отношении товаров, к которым применяется упрощенный порядок таможенного оформления, — не позднее трех дней. В случае, если требуется предъявление товаров и транспортных средств, указанные сроки исчисляются с момента такого предъявления. Указанные сроки не включают время, необходимое для осуществления контроля за товарами и транспортными средствами другими государственными органами (ст. 194 ТК).

Грузовые и иные операции с товарами и транспортными средствами, а также взятие проб и образцов для проведения таможенного контроля осуществляются применительно к порядку таможенного оформления.

Декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представители вправе по собственной инициативе присутствовать при досмотре товаров и транспортных средств. По требованию должностных лиц таможенного органа РФ указанные лица обязаны присутствовать при таком досмотре и оказывать должностным лицам таможенного органа РФ необходимое содействие. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым для таможенных целей является физическое лицо, управляющее транспортным средством. Таможенный орган РФ вправе проводить досмотр товаров и транспортных средств в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей в следующих случаях:

  • при неявке указанных лиц по истечении десяти дней после представления товаров и транспортных средств;
  • при существовании угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным и растениям, окружающей природной среде, сохранению художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и при других обстоятельствах, нетерпящих отлагательства;
  • при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях;
  • при оставлении на таможенной территории РФ товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима.

Досмотр товаров и транспортных средств в указанных случаях проводится в присутствии не заинтересованных в результатах досмотра лиц (ст. 196 ТК).

Таможенные органы РФ вправе в любое время проводить инвентаризацию товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, а также товаров, в отношении которых не уплачены таможенные платежи или предоставлены таможенные льготы в части таможенных платежей (ст. 197 ТК).


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Кушнир И.В. Налоги и налогообложение | Меденцов А.С. Налоги и налогообложение | Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации