Решение третейского суда не является основанием для государственной регистрации права собственности

Из содержания ст. 28 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) следует, что права на недвижимое имущество, установленные решением суда, арбитражного или третейского судов, являются основанием для регистрации права.

Судебная практика, в том числе по другим регионам, свидетельствует об отсутствии единого подхода по правовой оценке решения третейского суда при рассмотрении арбитражными судами дел об обжаловании отказов в государственной регистрации прав на недвижимость на основании указанного судебного акта.

Представляется, что в данном случае следует исходить из того, что в соответствии с Федеральным законом "О третейских судах в Российской Федерации" третейский суд - это орган, образованный сторонами для решения конкретного спора, возникшего между сторонами и переданного на рассмотрение и разрешение третейского суда по их соглашению в соответствии с заключенным между ними третейским соглашением (третейской оговоркой).

Согласно ст. 5 названного Федерального закона третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении споров, возникших в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

Созданные на паритетных началах третейские суды в силу Федерального конституционного закона РФ "О судебной системе в Российской Федерации" не входят в судебную систему Российской Федерации. Решения третейского суда являются обязательными только для сторон третейского разбирательства, которые добровольно принимают на себя обязанность их исполнять (ст. 31 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации").

Поскольку правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом, третейские суды полномочиями по разрешению споров, вытекающих из вещных правоотношений, в том числе по признанию права собственности, не обладают.

Согласно ст. 17 Закона о государственной регистрации одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения перехода, ограничения прав на недвижимое имущество являются вступившие в законную силу судебные акты (в редакции Федерального закона от 09.06.03 N 69-ФЗ). В пункте 1 ст. 28 названного Закона (в редакции Федерального закона от 22.08.04 N 122-ФЗ) установлено, что недопустим отказ государственного регистратора в регистрации права, установленного вступившим в законную силу решением суда.

Действующим законодательством не установлен порядок вступления решения третейского суда в законную силу. Решения третейского суда не являются актами правосудия, не обладают обязательной силой для органов государственной власти и не подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, в отличие от судебных актов судов, входящих в судебную систему Российской Федерации. Исполнять решение третейского суда обязаны только стороны, заключившие третейское соглашение.

Разъяснение по данному вопросу дано в п. 27 информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.05 N 96, согласно которому арбитражный суд отказывает в удовлетворении заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, которое обязывает регистрирующий орган зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество за стороной третейского разбирательства, так как вопросы публично-правового характера (регистрация недвижимости) не могут быть предметом рассмотрения в третейском суде.

Статья 2 Закона о государственной регистрации определяет, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права и представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.

Исходя из приведенной нормы, правоотношение, связанное с регистрацией права собственности, имеет публично-правовой характер, а решение третейского суда, обязывающее регистрирующий орган осуществить соответствующие действия, - публично-правовые последствия.

Кроме того, Высший Арбитражный Суд РФ со ссылкой на ст. 17 названного Закона, предусматривающую в качестве основания для государственной регистрации прав судебное решение, сделал вывод о том, что вопрос о праве собственности на недвижимое имущество относится к исключительной компетенции государственных судов.

Таким образом, решение третейского суда о признании права собственности на недвижимое имущество не является основанием для осуществления государственной регистрации права в соответствии c Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".