ООО является оператором морского терминала в порту в соответствии с п. 8 ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ, т. е. осуществляет операции с грузами, в том числе его перевалку с судна на причал в зоне постоянного таможенного контроля ООО (далее - ПЗТК ООО)

В настоящее время сложилась различная практика применения п. 1 ст. 164 НК РФ. В том числе есть позиция, основанная на применении налоговой ставки НДС 0% исключительно в отношении ввозимых на территорию РФ товаров, помещенных под таможенный режим свободной экономической зоны или находящихся в таможенном режиме переработки.

Работы по погрузке и перегрузке товаров, ввозимых на территорию ООО, не связаны с выбором определенного таможенного режима, и осуществляются данные работы до выпуска товара таможенным органом.

Зона таможенного контроля создается для целей проведения таможенного контроля. При размещении ввезенного товара на ПЗТК ООО он приобретает статус находящегося на временном хранении и не относится к какому-либо таможенному режиму, поскольку в процессе таможенного контроля владельцы товара или их представители вправе изменять таможенный режим в соответствии со своими экономическими целями.

Абзац 2 пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ указывает на возможность применения налоговой ставки НДС 0% в отношении работ (услуг) по погрузке и перегрузке ввозимых на территорию РФ товаров без привязки к определенному таможенному режиму при условии представления в налоговые органы документов согласно п. 4 ст. 165 НК РФ.

Каков порядок применения ставки НДС 0% согласно п. 1 ст. 164 НК РФ в отношении работ (услуг) по погрузке и перегрузке ввозимых на территорию РФ товаров применительно к таможенным режимам? Правомерно ли для обоснования применения п. 1 ст. 164 НК РФ ссылаться на Постановление Президиума ВАС РФ от 08.12.2009 N 8133/09?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 16 июля 2010 г. N ШС-37-3/6791@

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение ООО по вопросу, касающемуся порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) операций по реализации работ по погрузке и перегрузке ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, сообщает следующее.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.

Положение данного подпункта распространяется в том числе на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги).

При этом к иным работам (услугам), при реализации которых применяется налоговая ставка 0 процентов, относятся работы (услуги), подобные организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте).

Таким образом, положение пп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса распространяется на работы (услуги), которые являются действием, непосредственно направленным на ввоз товаров на территорию Российской Федерации, которые выполнены (оказаны) в отношении товара, ввозимого на территорию Российской Федерации, и поименованы в абз. 2 пп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса.

Поскольку положения Налогового кодекса для целей применения пп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса не определяют, с какого момента товары считаются (не считаются) ввозимыми на территорию Российской Федерации, то, учитывая положения ст. 11 Налогового кодекса, необходимо исходить из следующего.

Определение ввоза товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации дано в пп. 8 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс), согласно которому под ввозом товаров и (или) транспортных средств понимается фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные Таможенным кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами.

В соответствии с п. 1 ст. 77 Таможенного кодекса после прибытия товаров и представления таможенному органу соответствующих документов и сведений товары могут быть разгружены или перегружены (ст. 78 Таможенного кодекса), помещены на склад временного хранения (гл. 12 Таможенного кодекса), заявлены к определенному таможенному режиму либо к внутреннему таможенному транзиту (гл. 10 Таможенного кодекса).

Согласно ст. 157 Таможенного кодекса днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.

Выпуск товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом, согласно положениям п. 70 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356, оформляется путем проставления штампа установленной формы, а также соответствующих записей (если требуется) на экземплярах соответствующих документов, в том числе не менее чем на двух экземплярах представленных в таможенный орган стандартных документов перевозчика (или их копиях), с указанием в их правом верхнем углу регистрационного номера таможенной декларации. Штамп с указанной датой и регистрационный номер таможенной декларации заверяет подписью и оттиском ЛНП уполномоченное должностное лицо, их проставившее.

Таким образом, товары считаются ввозимыми на территорию Российской Федерации до момента таможенного оформления, установления соответствующего таможенного режима и выпуска их таможенным органом.

С учетом изложенного операции по реализации работ (услуг), предусмотренных пп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса, выполненных (оказанных) в отношении ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, подлежат обложению НДС по налоговой ставке 0 процентов при условии, что они выполнены (оказаны) до дня выпуска указанных товаров таможенными органами.

Что касается Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 N 8133/09, то следует учитывать, что указанное Постановление вынесено в отношении конкретного налогоплательщика при рассмотрении судом конкретных обстоятельств.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С. Н.ШУЛЬГИН

16.07.2010