ООО занимается добычей нефти и ее реализацией. Для продажи нефти на экспорт и на внутренний рынок ООО сдает нефть в трубопровод ОАО в соответствии с договором транспортировки нефти. В связи с увеличением объемов добычи нефти возникла необходимость выполнения работ по расширению пропускной способности товарного нефтепровода в 2010 г. При этом планируется заключить два договора: договор на проектно-инженерные работы (ПИР) между ООО и дочерним предприятием ОАО, в котором будет отражено техническое задание от специалистов ООО; договор на дополнительный тариф по транспортировке нефти между ООО и ОАО. ОАО на основании ПИР самостоятельно производит расширение пропускной способности, поскольку нефтепровод является его собственностью. Однако ООО необходимо будет компенсировать расходы на выполнение данных работ посредством оплаты дополнительного тарифа. Расчет дополнительного тарифа будет производиться по формуле: стоимость работ / объем сдачи нефти за период постройки = тариф на тонну нефти. Вправе ли ООО принять затраты, произведенные по данным договорам, в состав расходов при исчислении налога на прибыль?

Ответ: В рассматриваемой ситуации в соответствии с договором транспортировки нефть перемещается по магистральному нефтепроводу, то есть нефтепроводу, предназначенному для транспортировки товарной нефти на значительные расстояния, например, из районов ее добычи до организации-покупателя (Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения "Сведения о магистральном нефтепроводном транспорте", утвержденные Приказом Росстата от 27.08.2008 N 206 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере транспорта и связи, на 2009 год").

Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам относится к сферам деятельности субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством (п. 1 ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Перечень услуг субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, тарифы на которые регулируются государством, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 980 "О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов").

Тарифы на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам утверждаются Федеральной службой по тарифам (пп. 5.3.1.20 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 332). В соответствии с предоставленными ей полномочиями ФСТ России определила основные методы и особенности расчета данных тарифов в Положении об определении тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам, утвержденном Приказом ФСТ России от 17.08.2005 N 380-э/2 (далее - Положение).

В соответствии с Положением, если необходимы мероприятия по расширению пропускной способности магистральных нефтепроводов, расходы на осуществление которых не учитывались при плановом установлении тарифов, ФСТ России по представлению субъекта естественных монополий в целях финансирования таких мероприятий дополнительно утверждает тарифы на услуги по транспортировке нефти по отдельным участкам нефтепровода. Итоговая величина тарифа, применяемая на транспортировку нефти на таких участках, определяется как сумма базового тарифа на данном участке и дополнительного согласованного тарифа (п. 34 Положения). Под расширением пропускной способности магистрального трубопровода понимаются мероприятия по увеличению фактической способности трубопровода за определенный период времени транспортировать количество нефти (п. 2 Правил подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2009 N 1039 "О порядке подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации").

Согласованный тариф рассчитывается как частное от деления суммы средств, затраченных на расширение пропускной способности нефтепровода, на соответствующий размерности согласованного тарифа грузооборот. Такой согласованный тариф устанавливается на перекачку конкретного объема нефти или на фиксированный срок применения (п. 34 Положения).

Следовательно, дополнительный тариф по транспортировке нефти, который будет установлен договором между ООО и ОАО, должен рассчитываться и устанавливаться в порядке, предусмотренном Положением. В этом случае дополнительный тариф будет являться частью общей величины тарифа за транспортировку нефти по трубопроводу.

Услуги по транспортировке нефти по трубопроводу до покупателей относятся в целях налогообложения к материальным расходам в виде транспортных услуг сторонних организаций по доставке готовой продукции (пп. 6 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ). Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения, какие расходы относятся к прямым расходам на производство и реализацию, а какие - к косвенным (п. 1 ст. 318 НК РФ). Следовательно, если услуги по транспортировке нефти силами сторонних организаций в учетной политике для целей налогообложения отнесены ООО к косвенным расходам, то расходы на уплату дополнительного тарифа уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль текущего периода, как косвенные расходы (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Как следует из вопроса, ООО будет выступать заказчиком по договору на изготовление проектной документации для осуществления инженерно-технических мероприятий по расширению пропускной способности трубопровода. По нашему мнению, затраты на разработку проектной документации можно признать в налоговых расходах. ООО непосредственно заинтересовано в расширении пропускной способности нефтепровода, поскольку это приведет к увеличению объемов продажи нефти, а значит, к увеличению доходов общества от реализации. Следовательно, эти затраты экономически оправданны и необходимы для деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Однако при учете расходов на проектную документацию в уменьшение базы по налогу на прибыль существует риск, что налоговые органы не признают эти расходы. Это связано с тем, что на основе проекта будут проводиться работы по расширению пропускной способности трубопровода, принадлежащего ОАО. То есть ООО будет нести затраты по улучшению имущества, принадлежащего сторонней организации (ОАО), не получая от ОАО никакого возмещения своих затрат.

А. С.Колосовская

Издательство "Главная книга"

15.07.2010