Во время очередных организационно-штатных мероприятий специалисту по кадрам организации добавили должностные обязанности в виде работы по оформлению допуска к государственной тайне и по защите государственной тайны (не являются ни совместительством, ни совмещением). Соответствующие обязанности будут включены в должностную инструкцию без пересмотра величины оклада, установления какой-либо надбавки. Такое изменение планируется оформить как изменение условий трудового договора в связи с изменением организационных условий труда (ст. 74 ТК РФ) с возможностью увольнения в случае отказа от такого изменения. Правомерно ли такое решение? Либо работы по защите государственной тайны должны выполняться в качестве самостоятельной работы (основной), либо как по совместительству или совмещению, но не объединяться с обязанностями других специалистов?

Ответ: Следует начать с того, что, поскольку дополнение обязанностей специалиста по кадрам обязанностями, связанными с оформлением допуска к государственной тайне, защитой государственной тайны, является изменением трудовой функции, оно не может быть произведено по правилам, предусмотренным ст. 74 Трудового кодекса РФ: согласно ч. 1 названной статьи по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), по инициативе работодателя могут быть изменены любые определенные условия трудового договора, за исключением изменения трудовой функции работника.

По нашему мнению, работы по защите государственной тайны должны выполняться в качестве самостоятельной, а не дополнительной работы. Характер таких работ определен в ч. 5 ст. 20 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон N 5485-1), согласно которой защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации. В силу ч. 4 ст. 20 Закона N 5485-1 организации обязаны обеспечивать защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, возлагается на руководителей организаций. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями организаций создаются специальные структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ, и с учетом специфики проводимых организациями работ. При небольшом объеме работ, связанных с защитой государственной тайны, небольшой численности работников организации, подлежащих допуску к государственной тайне, выполнение функций по защите государственной тайны может быть поручено отдельному специалисту, имеющему соответствующий допуск к государственной тайне.

Закон N 5485-1, Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденная Постановлением Правительства РФ 06.02.2010 N 63 (далее - Инструкция), иные нормативные правовые акты не предусматривают прямой запрет на поручение работы по защите государственной тайны на условиях совместительства или совмещения.

Вместе с тем применение каждого из подходов представляется не лишенным недостатков. Так, работа специалистом по защите государственной тайны на условиях совместительства, фактически являясь второстепенной работой (так как выполняется в свободное от основной работы время), в большинстве случаев предполагает выполнение указанных обязанностей за пределами общеустановленной продолжительности рабочего времени, тогда как такая работа должна выполняться в основное рабочее время, поскольку предполагает не только контакт с работниками, имеющими допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, но и контроль за соблюдением ими правил работы с указанными сведениями на протяжении всего их рабочего времени, оперативное реагирование на случаи утраты, хищения секретных документов, разглашения сведений, составляющих государственную тайну. Хотя, в принципе, не исключены варианты, когда графики работы работодателя по основной работе и работодателя по совместительству не совпадают либо на основной работе установлен неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя, условие о непрерывности и постоянности выполнения работ по защите государственной тайны в полном объеме обеспечено быть не может, поскольку согласно ч. 1 ст. 284 ТК РФ продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать 4 часов в день; в дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену); в течение 1 месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.

Совмещение должности, предусматривающей выполнение работ по защите государственной тайны, также не позволяет обеспечить вышеназванные условия, поскольку работа на условиях совмещения также фактически является дополнительной и второстепенной (выполняется в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором). При этом если работа по совместительству при желании работника подлежит отражению в трудовой книжке работника, то работа на условиях совмещения - нет. Это создает определенные сложности для работника при реализации его права на процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях. Работодателям необходимо помнить, что в соответствии с ч. 7 ст. 21 Закона N 5485-1 для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях. Ввиду неурегулированности вопросов выплаты такой надбавки в случае выполнения работы по защите государственной тайны на условиях совместительства или совмещения в Правилах выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 N 573, Разъяснении Минтруда России от 23.12.1994 N 10 "О порядке выплаты процентных надбавок должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне", утвержденном Постановлением Минтруда России от 23.12.1994 N 84, в других документах и актах права работников на получение указанного вознаграждения могут быть нарушены.

Следует также обратить внимание на то, что Инструкцией предусмотрено разделение связанных с оформлением допуска к государственной тайне обязанностей между работниками по кадровой работе и работниками по режимно-секретной работе: согласно п. 27 подготовка материалов для оформления допуска граждан к государственной тайне осуществляется кадровыми подразделениями (работниками, ведущими кадровую работу) организации; направлять граждан в режимно-секретные подразделения и органы безопасности по вопросам, связанным с оформлением допуска к государственной тайне, запрещено. Данный запрет, на наш взгляд, неслучаен - разделением обязанностей не только обеспечивается более глубокая и качественная (двухуровневая) проверка сообщаемых претендентами на должности данных, но и не допускается необоснованная загрузка работников по режимно-секретной работе несвойственными им функциями.

Таким образом, хотя возложение выполнения функций по защите государственной тайны на условиях совместительства и совмещения действующими нормативными правовыми актами не запрещено, такая практика представляется не вполне корректной и рациональной.

В заключение необходимо отметить, что в организации, осуществляющей работы, связанные со сведениями, составляющими государственную тайну, может вообще не быть режимно-секретного подразделения - данная работа может выполняться другой организацией по гражданско-правовому договору на оказание услуг по защите государственной тайны. Согласно ч. 2 ст. 17 Закона N 5485-1 организации, в том числе и негосударственных форм собственности, при проведении совместных и других работ (получении государственных заказов) и возникновении в связи с этим необходимости в использовании сведений, составляющих государственную тайну, могут заключать с государственными предприятиями, учреждениями или организациями договоры об использовании услуг их структурных подразделений по защите государственной тайны, о чем делается соответствующая отметка в лицензиях на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обеих договаривающихся сторон. В этом случае в соответствии с п. 32 Инструкции оформление допусков к государственной тайне осуществляется режимно-секретным подразделением организации, которая оказывает данной организации услуги по защите государственной тайны.

Л. В.Щур-Труханович

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

14.07.2010