В организации работает секретарь, которая в течение рабочего дня, помимо обязанностей, предусмотренных трудовым договором, выполняет некоторые функции бухгалтера. Вправе ли она требовать, чтобы запись об этом была внесена в ее трудовую книжку?
Ответ: В соответствии с ч. 4 и 5 ст. 66 Трудового кодекса РФ в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.
По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.
При этом необходимо различать понятия "работа по совместительству" и "совмещение профессий (должностей)".
Так, согласно ст. 282 ТК РФ совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей.
В то же время совмещение профессий (должностей) - выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности). Оно производится с письменного согласия работника и за дополнительную оплату (ст. 60.2 ТК РФ).
В рассматриваемой ситуации секретарь работает именно на условиях совмещения профессий, поскольку выполняет обязанности бухгалтера в течение рабочего дня.
При этом трудовое законодательство (ст. 66 ТК РФ) предусматривает возможность внесения в трудовую книжку только сведений о работе по совместительству, следовательно, требование секретаря в рассматриваемом случае неправомерно.
Л. Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
14.07.2010