Организация, осуществляющая розничную продажу товаров за наличный расчет, применяет ККТ. Организация приобрела детектор банкнот для определения их подлинности стоимостью 5900 руб. Учитываются ли данные расходы в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами для целей налогообложения прибыли признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В гл. 25 НК РФ расходы на технические средства контроля подлинности денежных знаков прямо не указаны.

В то же время согласно пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Исходя из п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК РФ детектор для определения подлинности банкнот в рассматриваемой ситуации не является амортизируемым имуществом.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Действующее законодательство не обязывает организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих наличные денежные расчеты, иметь технические средства контроля подлинности денежных знаков (приборы для определения подлинности банкнот).

Однако приобретение указанных средств не запрещено.

Следует отметить, что Минфин России в Письме от 17.03.1997 N 04-04-10 рассмотрел вопрос об учете в составе расходов частных нотариусов затрат на приобретение прибора для определения подлинности банкнот и документов и указал, что они должны учитываться в составе расходов, если прибор необходим для работы в офисе. Несмотря на то что данные выводы Минфин России сформировал с учетом действовавшего ранее законодательства и применительно к расходам частных нотариусов, их можно применять в настоящее время и в отношении учета расходов в целях гл. 25 НК РФ.

Как разъяснил Конституционный Суд РФ в Определении от 04.06.2007 N 320-О-П, налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

Таким образом, расходы организации, осуществляющей розничную продажу товаров за наличный расчет, на приобретение детектора банкнот для определения их подлинности стоимостью 5900 руб. в случае их документального подтверждения могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

14.07.2010