Организация, занимающаяся оказанием маркетинговых услуг, приобрела для работника (начальника отдела маркетинга) визитницу стоимостью 990 руб. Учитываются ли данные затраты в составе расходов в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами для целей налогообложения прибыли признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Исходя из п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК РФ визитница в рассматриваемой ситуации не является амортизируемым имуществом.

Как разъяснил Конституционный Суд РФ в Определении от 04.06.2007 N 320-О-П, налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

Принимая во внимание данную позицию Конституционного Суда РФ, если визитница будет использоваться в предпринимательской деятельности организации и расходы на ее приобретение документально подтверждены, соответствующие затраты учитываются в целях налогообложения прибыли.

Следует отметить: ФАС Поволжского округа в Постановлении от 13.03.2001 N А55-10032/00-28 указал, что расходы на визитницу не могут быть отнесены на затраты производственного назначения.

В то же время ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 14.01.2002 N А56-19589/01 установил производственный характер затрат ООО по оплате услуг электронной связи и сети Интернет, износа электрочайника, зеркала и визитницы, в связи с чем признал правомерным отнесение налогоплательщиком этих затрат на себестоимость продукции (работ, услуг).

Необходимо отметить, что приведенные выводы суды сделали с учетом ранее действовавшего законодательства, в частности, Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552, однако они применимы и в настоящее время в отношении гл. 25 НК РФ.

Также отметим: ФАС Уральского округа в Постановлении от 25.11.2008 N Ф09-8694/08-С3 пришел к выводу, что расходы налогоплательщика, связанные с изготовлением визитниц с изображением логотипа налогоплательщика, направлены на формирование и поддержание интереса к деятельности налогоплательщика с помощью рекламы, способствуют расширению рынка сбыта услуг и не превышают 1 процента выручки от реализации. Отметим, что в данном случае визитницы были изготовлены с изображением логотипа налогоплательщика, а согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 данной статьи.

Таким образом, учитывая позицию Конституционного Суда РФ, затраты организации, занимающейся оказанием маркетинговых услуг, на приобретение визитницы стоимостью 990 руб. учитываются в составе расходов в целях налогообложения прибыли при условии их документального подтверждения. В то же время в случае возникновения спора с налоговым органом о правомерности учета подобных расходов в целях налогообложения прибыли свою позицию налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

14.07.2010