Обществом в установленные законом сроки были представлены налоговые декларации по НДС за IV квартал 2011 г. и I квартал 2012 г., согласно которым оно не воспользовалось льготой в части освобождения от налогообложения НДС операций на территории РФ по безвозмездному оказанию услуг по производству и распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством РФ о рекламе. Отказ от пользования льготой общество не заявляло. Вправе ли общество представить уточненные декларации по НДС за указанные периоды, в которых оно заявит льготу в части освобождения от налогообложения НДС операций по безвозмездному оказанию услуг по производству и распространению социальной рекламы?

Ответ: Учитывая нормы Налогового кодекса РФ, а также правовую позицию Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ, общество вправе представить уточненные декларации по НДС за IV квартал 2011 г. и I квартал 2012 г., в которых будет заявлена льгота в части освобождения от налогообложения НДС операций на территории РФ по безвозмездному оказанию услуг по производству и распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством РФ о рекламе.

Обоснование: Использование налоговых льгот при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, является правом налогоплательщика (пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ). Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 1 ст. 52 НК РФ).

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 2 ст. 56 НК РФ).

В соответствии с п. 11 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" социальная реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. Отношения в области социальной рекламы регулируются ст. 10 Федерального закона N 38-ФЗ.

Начиная с 1 октября 2011 г. безвозмездное оказание услуг по изготовлению или распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством о рекламе не подлежит обложению НДС при соблюдении одного из требований к социальной рекламе, указанных в пп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ (изменения введены Федеральным законом от 18.07.2011 N 235-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности"), а именно:

- в социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд;

- в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино - и видеообслуживании, продолжительность упоминания о спонсорах составляет не более трех секунд и такому упоминанию отведено не более 7% площади кадра;

- в социальной рекламе, распространяемой другими способами, на упоминание о спонсорах отведено не более 5% рекламной площади (пространства).

Пунктом 5 ст. 149 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика, осуществляющего операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ, отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив при этом соответствующее заявление в налоговый орган в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Из условий рассматриваемого вопроса следует, что общество отказ от пользования данной льготой не заявляло.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока (п. 1 ст. 81 НК РФ).

В ситуации возникновения споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Поэтому право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи уточненной налоговой декларации, заявления в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проводимой проверки и проверяемому налоговому периоду) либо заявления в налоговый орган при уплате налога на основании налогового уведомления (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Отметим, что действующее законодательство РФ о налогах и сборах не предусматривает срока, в течение которого могут быть поданы уточненные налоговые декларации (Письмо ФНС России от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@). Однако согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено НК РФ. Поэтому организации следует подать уточненные декларации в пределах трехлетнего срока, предусмотренного п. 7 ст. 78 НК РФ.

Таким образом, учитывая нормы НК РФ, а также правовую позицию Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ, общество вправе представить уточненные декларации по НДС за IV квартал 2011 г. и I квартал 2012 г., в которых будет заявлена льгота в части освобождения от налогообложения НДС операций на территории РФ по безвозмездному оказанию услуг по производству и распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством РФ о рекламе.

При подготовке уточненных деклараций следует учитывать нормы п. 4 ст. 170 НК РФ и восстановить раздельный учет "входного" НДС, так как не принимается к вычету налог по товарам (работам, услугам), использованным для осуществления необлагаемых операций. В случае если доля совокупных расходов по необлагаемой деятельности не превышает 5% общей величины совокупных расходов, восстанавливать раздельный учет НДС не нужно (абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ).

Е. В.Пшеничная

ООО "ИК Ю-Софт"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

23.01.2014