Можно ли единовременно относить на расходы при исчислении налога на прибыль затраты по изготовлению рекламных щитов в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ, если срок их эксплуатации - более года, а их стоимость - более 20 000 руб. (организация применяет метод начисления)?

Ответ: В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, рекламное оборудование относится к пятой группе со сроком службы от 7 до 10 лет.

В силу п. 1 ст. 246 Налогового кодекса РФ российские организации признаются плательщиками налога на прибыль.

Статьей 247 НК РФ устанавливается, что объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу относятся расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов.

Пунктом 1 ст. 256 НК РФ определяется также, что амортизируемым имуществом в целях гл. 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.

Согласно п. п. 3 и 7 ст. 272 НК РФ амортизация признается в качестве расхода ежемесячно, а прочие расходы единовременно в соответствии с порядком, предусмотренным для их признания п. 7 ст. 272 НК РФ.

Следовательно, расходы на рекламный щит относятся к расходам на рекламу, но одновременно сам щит признается амортизируемым имуществом.

Письмом Минфина России от 25.04.2003 N 04-02-05/3/35 разъясняется, что организация может относить к расходам на рекламу амортизационные отчисления, начисленные в соответствии с действующим порядком, по рекламному щиту.

Таким образом, единовременно относить на расходы при исчислении налога на прибыль затраты по изготовлению рекламных щитов неправомерно.

В то же время в судебной практике существует противоположная позиция (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 30.01.2008 N Ф09-57/08-С3, от 14.01.2005 N Ф09-5757/04-АК), в соответствии с которой налогоплательщик вправе единовременно учесть расходы на изготовление рекламных щитов на основании п. 4 ст. 264 НК РФ. Однако такую позицию налогоплательщику при возникновении спора с налоговым органом, очевидно, придется доказывать в суде.

Е. В.Соснов

Минфин России

13.07.2010