Налоговый орган исчислил сумму транспортного налога, подлежащую уплате по принадлежащему физическому лицу легковому автомобилю, исходя из мощности двигателя этого автомобиля, составляющей (согласно представленным ГИБДД сведениям) 100,6 л. с., с применением ставки, установленной в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л. с. и до 150 л. с. включительно (в размере 7 руб. с каждой лошадиной силы). Налогоплательщик, ссылаясь на то, что согласно положениям п. 1 ст. 361 Налогового кодекса РФ ставки транспортного налога на автотранспортные средства установлены в расчете на одну лошадиную силу мощности их двигателя, считает, что, поскольку показатель мощности двигателя его автомобиля составляет лишь 100 целых единиц, налоговый орган при исчислении суммы транспортного налога по этому автомобилю должен был применить ставку, установленную в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. включительно (5 руб. с каждой лошадиной силы). Правомерна ли позиция налогоплательщика?

Ответ: Согласно положениям п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении автотранспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

В соответствии с положениями пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база в отношении автотранспортного средства, имеющего двигатель, определяется как мощность этого двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности - лошадиных силах. Другими словами, лошадиная сила - это единица измерения налоговой базы по транспортному налогу.

При этом в Общероссийском классификаторе единиц измерения ОК 015-94 (МК 002-97) (ОКЕИ), утвержденном Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 366, лошадиная сила определена как техническая единица (код 251 разд. 2 ОКЕИ).

Вместе с тем положения гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ не содержат норм, указывающих на то, что данный показатель должен определяться в целых единицах, или на то, что его значение следует округлять до целых единиц.

Это обусловлено тем, что округление физического показателя противоречит нормам НК РФ, поскольку применение при расчете налога округленного до целого числа физического показателя налоговой базы приводит к изменению обязанности налогоплательщика по уплате налога, что является недопустимым.

Так, согласно математическому методу округления значения показателей менее 0,5 единицы отбрасываются, а значения показателей, равные 0,5 единицы и более, округляются до целой единицы.

Следовательно, при условии применения указанного метода округления для расчета налоговой базы в отношении автотранспортного средства с показателем мощностью двигателя в размере 100,6 л. с. этот показатель определился бы уже в размере 101 л. с. Соответственно, в этом случае сумма транспортного налога, подлежащая уплате по данному автомобилю, составила бы 707 руб. (101 л. с. x 7 руб.).

В то же время положениями п. 1 ст. 362 НК РФ установлено, что в целях исчисления суммы транспортного налога, подлежащей уплате налогоплательщиком, являющимся физическим лицом, по конкретному автотранспортному средству данные о мощности его двигателя представляются в налоговые органы органом, осуществившим государственную регистрацию этого транспортного средства на территории Российской Федерации (в данном случае - подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации).

В связи с этим определение налоговой базы в целях исчисления суммы транспортного налога осуществляется налоговыми органами исключительно на основании и в соответствии с представленными ГИБДД сведениями о мощности двигателя конкретного автомобиля в лошадиных силах.

Как следует из условий вопроса, данные, представленные в налоговый орган подразделением ГИБДД, осуществившим постановку на регистрационный учет принадлежащего налогоплательщику транспортного средства, определяют мощность этого автомобиля в размере 100,6 л. с.

Таким образом, показатель мощности принадлежащего налогоплательщику легкового автомобиля определен в размере, превышающем 100 л. с.

На основании представленных ГИБДД сведений налоговый орган правомерно осуществил налогообложение этого транспортного средства по ставке, установленной в отношении транспортных средств с мощностью двигателя свыше 100 л. с. и до 150 л. с. включительно.

В силу положений ст. 53 НК РФ, согласно которым налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, ставка транспортного налога - это сумма налога, начисленная на одну лошадиную силу.

Таким образом, исходя из показателя мощности зарегистрированного на физическое лицо легкового автомобиля сумма транспортного налога, подлежащая уплате по рассматриваемому транспортному средству, определилась в размере 704,2 руб. (100,6 л. с. x 7 руб.).

И. А.Давыдова

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

13.07.2010