Организация, осуществляющая розничную торговлю, приобрела искусственную ель с целью украшения торгового зала к Новому году. Стоимость ели - 41 000 руб. Как организации учесть затраты на приобретение ели в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ: Учитывая мнение Минфина России, поскольку в целях исчисления налога на прибыль приобретенная новогодняя ель относится к основным средствам и признается амортизируемым имуществом, организация должна учитывать в расходах на рекламу амортизационные отчисления, начисленные в соответствии с действующим законодательством.

При единовременном списании расходов есть риск возникновения разногласий с контролирующими органами.

Обоснование: Налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму обоснованных и документально подтвержденных затрат, осуществленных налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ). Под обоснованными и документально подтвержденными расходами понимаются экономически оправданные затраты, произведенные для осуществления деятельности и направленные на получение дохода, при условии их подтверждения документально в соответствии с законодательством.

Затраты на украшения торгового зала, являющиеся неотъемлемым атрибутом новогодних праздников, вызваны необходимостью принятия мер для привлечения покупателей и в целях увеличения спроса на товары. Следовательно, данные затраты направлены на получение дохода и являются экономически обоснованными.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" к рекламе относится информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания покупателей, формирование и поддержание интереса к товарам и продвижение их на рынке. Затраты на оформление витрин и залов, согласно п. 4 ст. 264 НК РФ, признаются рекламными и относятся к ненормируемым.

Также считают суды в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.03.2007 N А33-10956/06-Ф02-725/07, ФАС Московского округа от 25.11.2009 N КА-А40/12070-09.

В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода, стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

В данном случае расходы на приобретение новогодней ели относятся к рекламным, но одновременно новогодняя ель входит в состав основных средств и признается амортизируемым имуществом.

Согласно п. п. 3 и 7 ст. 272 НК РФ амортизация признается в качестве расхода ежемесячно, а прочие расходы единовременно в соответствии с порядком, предусмотренным для их признания п. 7 ст. 272 НК РФ.

Контролирующие органы указывают на неправомерность единовременного учета рассматриваемых расходов в целях налогообложения налогом на прибыль в составе расходов на рекламу в соответствии с положениями пп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 и п. 1, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ. По мнению Минфина России, выраженному в Письмах от 14.12.2011 N 03-03-06/1/821, от 15.06.2012 N 03-03-10/71 (направлено Письмом ФНС России от 27.06.2012 N ЕД-4-3/10519@), если имущество относится к амортизируемому имуществу, организация относит к расходам на рекламу амортизационные отчисления, начисленные в соответствии с действующим порядком; если имущество к амортизируемому имуществу не относится, то расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в порядке, установленном п. 4 ст. 264 НК РФ.

Некоторые суды приходят к иному мнению. Так, в Постановлениях Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2011 N 09АП-25362/2011-АК, ФАС Уральского округа от 30.01.2008 N Ф09-57/08-С3, от 14.01.2005 N Ф09-5757/04-АК судьи считают, что налогоплательщик вправе единовременно учесть расходы по основным средствам на основании п. 4 ст. 264 НК РФ. Однако в таком случае есть риск возникновения разногласий с контролирующими органами и такую позицию налогоплательщику, возможно, придется отстаивать в суде.

Таким образом, учитывая мнение Минфина России, поскольку приобретенная ель относится к основным средствам и признается амортизируемым имуществом, организация должна учитывать в расходах на рекламу амортизационные отчисления, начисленные в соответствии с действующим законодательством.

Т. Б.Нечаева

ООО "ИК Ю-Софт"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

23.01.2014